Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 65]

лишь в качестве внешних форм самого преступного поведения мошенника.
Поэтому необоснованно отнесение их к категории средств совершения преступления.
При любой форме обмана и злоупотребления доверием переход имущества в пользу виновного осуществляется по волеизъявлению самого потерпевшего1.
Закон не раскрывает понятие «обман» применительно к составу мошенничества.
Оно выработано судебной практикой и теорией уголовного права.
Так, президиум Самарского областного суда в постановлении по делу Н.
сформулировал: «Обман умышленное искажение или сокрытие истины с целью ввести в заблуждение лицо, в ведении которого находится имущество, и таким образом добиться от него добровольной передачи имущества, а также о сообщение с этой целью заведомо ложных сведений» .
В теории уголовного права обман как признак состава мошенничества часто связывается с посягательством на истину и определяется как «всякое искажение истины или умолчание об истине, где под истиной понимается правильное отражение действительности в мысли, сознании человека»,1234 «сокрытие фактов или обстоятельств, которые лицо обязано было сообщить контрагенту», «сознательное искажение истины или умолчание о ней»,56 «умышленное искажение или сокрытие истины с целью введения в заблуждение», «сообщение ложных сведений либо сокрытие, умолчание о тех или иных обстоятельствах, сообщение о которых обязательно» , «сообщение 1 См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г.
№ 11 «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности» // Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР, РСФСР) по уголовным делам.
—М., 2001.
С.
185.; Соловьев И.Н.
Мошенничество в сфере налогообложения // Налоговый вестник.
2001.
№ 7.
С.
132.
2Бюллетень Верховного Суда РСФСР.
1982.
№ 2.
С.
14.

3Борзенков Г.Н.
Указ.
соч.
С 30.
4Там же.
с Владимиров В.
А.
Квалификация похищений чужого имущества.
М., 1974.
С.
92.

6Кригер Г.А.
Указ.
соч.
С.
150.
Матышевский П.
С.
Уголовно-правовая охрана социалистической собственности в
УССР.
Киев, 1972.
С.
71.
[стр. 322]

формы хищения___________________________________323 считается как сообщение ложных сведений, так и заведомое сокрытие обстоятельств, сообщение о которых было обязательно».
В последующих кодексах данная формулировка уже не воспроизводилась, но отечественная практика и наука уголовного права до сих пор придерживаются приведенного определения.
Так, Президиум Куйбышевского (ныне Самарского) областного суда в постановлении по делу Ч.
сформулировал: обман есть умышленное искажение или сокрытие истины с целью ввести в заблуждение лицо, в ведении которого находится имущество, и таким образом, добиться от него добровольной передачи имущества, а также сообщение с этой ~ 446 целью заведомо ложных сведении.
В литературе обман как признак состава мошенничества также часто связывается с посягательством на истину, определяемым как «всякое искажение истины или умолчание об истине, где под истиной понимается правильное отражение действительности в мысли, сознании человека»,447 «сокрытие фактов или обстоятельств, которые лицо обязано было сообщить контрагенту»,44 «сознательное 449 искажение истины или умолчание о ней», «умышленное искажение или сокрытие истины с целью введения в заблуждение»,450 «сообщение ложных сведений либо сокрытие, умолчание о тех или иных обстоятельствах, сообщение о которых обязательно».451 Однако, памятуя об относительности истины, нельзя не согласиться с Л.
В.
Григорьевой, по мнению которой более удачным представляется определение обмана как особого вида информационного воздействия на человеческую психику, которое состоит в ведении в заблуждение другого лица или поддержание уже имеющегося заблуждения путем сообщения ложных сведений, либо несообщения о сведениях, которые лицо должно было сообщить с целью побуждения потерпевшего к соответствующему распоряжению имуществом.4 " 446 Бюллетень Верховного Суда РСФСР.
1982.
№ 2.
С.
14.

Борзенков Г.
Н.
Ответственность за мошенничество.
М., 1971.
С 30.
Там же.
Владимиров В.
П.
Квалификация похищений чужого имущества, М., 1974.
С.
92.

Кригер Г.
А.
Квалификация хищений социалистического имущества.
М., 1974.
С.
150.
Матышевскип П.
С.
Уголовно-правовая охрана социалистической собственности в
украинской ССР.
Киев, 1972.
С.
71.
Григорьева Л.
В.
Уголовная ответственность за мошенничество в условиях ста-ЙОвления новых экономических отношений: Автореф.
канд.
дис.
Саратов, 1996.
С.
12.

[Back]