Проверяемый текст
Дубровицкий, Леонид Павлович; Социально-правовые и организационные вопросы труда осужденных к лишению свободы в условиях развития рыночных отношений (Диссертация 1997)
[стр. 98]

осужденных, на которых обязанность трудиться не распространяется, в показателях о выводе на оплачиваемые работы также не отражалась, а их заработок включался учреждением в доход от трудового использования.
Не
следует забывать, что привлечение осужденных к общественно полезному труду преследует не только экономические, но и не менее важные социальные, воспитательные, оздоровительные и сублимационные цели.
Учитывая же, и тот факт, что мало кто из числа осужденных, работающих на производстве, имеет возможность зарабатывать больше установленного законом минимального размера заработной платы, а многие вообще сидят без работы, для сохранения вышеуказанных ограничений не существует достаточно серьезных оснований1.
Тем не менее, перспективы развития индивидуальной трудовой деятельности осужденных связывались с отдельными видами творчества, прикладного искусства, оказанием бытовых услуг населению.
Высказывались предложения о том, чтобы отказаться в местах лишения свободы от малоквалифицированного, тяжелого труда в пользу
развитая промыслов, ибо они делают труд творческим, иными словами воспитательным трудом.
При этом авторы исходили из того, что многие изделия
осужденных отвечают самому изысканному вкусу.
В их поделках много выдумки, неожиданныхрешений, мастерства.

Таким образом, индивидуальная трудовая деятельность не только создает условия для изыскания дополнительных рабочих мест, но и способствует реализации индивидуальных наклонностей осужденных, их профессионального мастерства.
В развитии данной деятельности в условиях исправительных учреждений существуют определенные препятствия, связанные со специфическими условиями ее организации, прежде всего, требованиями изоляции и режима содержания осужденных, трудностями, связанными с приобретением сырья, материалов, сбытом продукции, со спецификой мелкосерийного и единичного 98 1Дубровицкий Л.П.
Указ.
соч.
С.
146.
2 Хохряков Г.Ф.
Парадоксы тюрьмы: Проблемы, дискуссии, предложения.
М.: Юрид.
лит.* 1991.С.
54.
[стр. 143]

§ 3.
Предпринимательская деятельность осужденных к лишению свободы.
П ринципиально новой для исправительной системы является такая форма привлечения к труду, как предпринимательская деятельность осужденных.
В соответствии с Законом “О б учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” , осужденные могут заниматься предпринимательской деятельностью в форме индивидуальной трудовой деятельности и путем создания товарищ еств с ограниченной ответственностью (ст.
17, 23).
У казанному положению предш ествовало внесение Законом от 12 июня 1992 г.
дополнения в ч.
1 ст.
37 И Т К РСФ СР, согласно которому осужденному “может быть разрешено занятие индивидуальной трудовой деятельностью” .
Н а новую форму организации трудовой занятости осужденных возлагались больш ие надежды.
Считалось, что это “не только создает условия для изыскания дополнительных рабочих мест (что в условиях надвигающейся безработицы немаловажно), но и способствует реализации индивидуальных наклонностей осужденных, их профессионального мастерства”1.
Перспективы развития индивидуальной трудовой деятельности осужденных,
кроме всего прочего, связывались с отдельными видами творчества, прикладного искусства, оказанием услуг.
Высказывались предложения о том, чтобы отказаться в местах лишения свободы от малоквалифицированного.
тяжелого труда в пользу
развития промыслов, ибо они делаю т труд творческим, т.е.
воспитательным трудом.
При этом авторы исходили из того, что многие изделия
заключенных отвечаю т самому изысканному вкусу.
В их поделках много выдумки, неожиданных решений, мастерства2.

1 Комментарий к Исправительно трудовому кодексу РСФСР / Под ред.
П.
Г.
Мищенкова.
М., 1994.
С.
65-66.
2 Хохряков Г.
Ф.
Парадоксы тюрьмы.
М., 1991.
С.
54.


[стр.,146]

тивных методов для форсирования данного направления организации трудовой занятости не может быть и речи.
Н еоправданным, с нашей точки зрения, является введение отдельных ограничений.
Так, Инструкцией предписывается, что право заниматься только индивидуальной трудовой деятельностью представляется осужденным в случае, если доход от нее покрывает расходы на их содержание в исправительном учреждении.
Если доход от индивидуальной трудовой деятельности осужденных меньше указанных расходов, они д о полнительно привлекаются к другим оплачиваемым работам .
Исклю чение сделано лиш ь в отнош ении осужденных, которы е могут привлекаться к труду по их желанию.
Такой подход можно объяснить лиш ь тем, что экономические цели труда осужденных продолж али оставаться на первом месте.
Об этом свидетельствует и тот факт, что включение данных об индивидуальной трудовой деятельности в техпромфинплан предприятий не предусматривалось, но ее результаты засчитывались в общем объеме реализованной продукции.
Индивидуальная трудовая деятельность осужденных, на которы х обязанность трудиться не распространяется, в показателях о вы воде на оплачиваемые работы также не отражалась, а их заработок вклю чался учреждением в доход от трудового использования.
Н е
затрагивая моральную сторону такого подхода (декларировались несколько иные цели), следует отметить, что в существующей ситуации для сохранения указанного ограничения нет оснований.
Вряд ли д о статочно серьезные основания существовали и на момент разработки данного нормативного акта, поскольку тенденции к сокращению трудовой занятости были достаточно выраженными.
Д овольно проблематичной представляется и сама идея совмещения индивидуальной трудовой деятельности с выполнением обязанности трудиться на предприятии иссвоим семьям и самим себе(Основные принципы обращения с заключенными // 68-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи ООН, 1990.
14-дек.).

[Back]