Проверяемый текст
Боженко, Валерия Алексеевна; Международно-правовые основы участия России в урегулировании вооруженных конфликтов на территории Содружества Независимых Государств (Диссертация 2001)
[стр. 92]

применение силы для всех, кроме самого себя, преобладает иная ситуация.
Иными словами, государство пользуется правом применения своих войск, полиции, и т.п.
с целью предотвращения или пресечения внутренних беспорядков и
напряженности»1 .
Между тем, в отличие от ст.З общей для Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г.
в Дополнительном Протоколе II проводится различие между нсмеждународном вооруженным конфликтом и беспорядком.
Это нашло свое отражение в п.
2 ст.
1 Дополнительного Протокола II, согласно которому юридические нормы данного документа не применяются «к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения остановки внутренней напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами».
Давая правовою оценку ст.
3 общей Женевских конвенций и Протокола II, характеристика нарушений внутреннего порядка была дана на первой сессии Конференции правительственных экспертов по вопросу о подтверждении развития международною гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, которая состоялась в Женеве с 24 мая по 12 июня 1971 года2.
Дипломатическая конференция по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов (1974-1977) категорически исключила из сферы применения этого Дополнительного Протокола II обстановку внутренней напряженности и нарушения внутреннего порядка, которым она не дала определения, но представила примеры таких ситуаций.
Такие ситуации в Комментарии к Протоколу II определены следующим образом: «беспорядки, такие, как, например, демонстрации, не имеющие заранее согласованного ' См.: Современные войны {гуманитарные проблемы).
М., 1990.
С.36-37.
2
См.: Документация, подготовленная МККК, том V: Защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Женева, январь, 12971.
C.79-8S.
[стр. 29]

конфликт по смыслу ст.З обшей для Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года; 3) немеждународный вооруженный конфликт по смыслу Дополнительного Протокола II 1977 года1.
Государство запрещает применение силы для всех, кроме самого себя.
Государство пользуется правом применять свои войска, полицию и вообше аппарат насилия с целью предотвращения или пресечения внутренних беспорядков и напряженности2.
Дополнительный Протокол II 1977 года не применяется «к случаям нарушения внутреннего порядка...», то есть из сферы применения этого документа исключены обстановка внутренней напряженности и нарушения внутреннего порядка, которым не дано определение, но представлены примеры таких ситуаций в п.2 ст.1 Дополнительного Протокола II 1977года.
Это могут бьпъ демонстрации, не имеющие заранее согласованного плана, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, в частности, массовые аресты лиц в связи с их действиями или убеждениями.
В связи с тем, что законодательно такие категории не определены, отсутствует их четкая формулировка, целесообразно обратиться к исследованиям известных ученых-правоведов.
В частности, член Международного суда ООН, известный правовед из Алжира М.Беджаун замечает, что «специалисты говорят о внутренних беспорядках, когда в условиях отсутствия вооруженного конфликта государство применяет силу в целях сохранения или восстановления правопорядка и законности, и о внутренней напряженности, когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков оно прибегает к превентивному применению силы в целях сохранения мира и законности».
Норвежский ученый-международник А.Эйде предлагает понимать под «внутренними беспорядками и напряженностью...
все конфликтные ситуации внутри той или иной страны, достаточно серьезные в 1См., Schindler D.
The different tvpes of armed conflicts according to the Geneva Conventions and Protocols.
RCDAJ.
Vol.
163, 1979, P.14.V 2См.: Современные войны, гуманитарные проблемы.
М., 1990.
С.
36.
29

[Back]