Проверяемый текст
Боженко, Валерия Алексеевна; Международно-правовые основы участия России в урегулировании вооруженных конфликтов на территории Содружества Независимых Государств (Диссертация 2001)
[стр. 93]

плана, отдельные и спорадические акты насилия в отличие от военных действий, ведущихся вооруженными силами или вооруженными группами, иные акты аналогичного характера, включая, в частности, массовые аресты лиц в связи с их действиями или убеждениями»1 .
Комментарий повторяет определения 1971 года, уточняя, что они являются частью доктрины МККК и что они сделаны в целях практического их применения.
Конечно, определение нарушений внутреннего порядка, базируясь на определении 1971 года и примерах этих ситуаций, приведенных в комментариях Протокола II, учитывает выводы, сделанные МККК в процессе его деятельности.
М.
Беджауи, в частности, замечает, что определяя концепцию немеждународных вооруженных конфликтов, Протокол II ограничен в сфере своею применения конфликтами данной ситуации»2.
По мнению того же автора, «специалисты говорят о внутренних, беспорядках, когда в условиях отсутствия вооруженного конфликта государство применяет силу в целях сохранения или восстановления правопорядка и законности, и о внутренней напряженности, когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков оно прибегает к превентивному применению силы в целях сохранения мира и законности»3.
А.
Эйде предлагает понимать под «внутренними беспорядками и напряженностью...
все конфликтные ситуации внутри той или иной страны, достаточно серьезные в
плане порождения острых гуманитарных проблем, особенно в силу того, что они ведут к физическому насилию и ограничению свободы, независимо от того, используются ли вооруженные силы или нет»4.
Как представляется, А.
Эйде справедливо выдвигает «гуманитарный» критерий для определения внутренних беспорядков и напряженности, которые он сводит в одно понятие.
Тем не менее, на наш взгляд, более 1См.: Комментарий к параграфу 2 статьи 1 Протокола I I II in: Commentary on the Additional Protocols 8 iunc 1977 to the Geneva Conventions o f 12 August 1949, International Committee o f the Red Cross.
Martinus Nijhoff Publishers, Geneva, 1986, par, 4471 -4479.
2См.: Там же.
C.38.
3См.: Современные войны...
Указ.
соч.
С.38.
[стр. 29]

конфликт по смыслу ст.З обшей для Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года; 3) немеждународный вооруженный конфликт по смыслу Дополнительного Протокола II 1977 года1.
Государство запрещает применение силы для всех, кроме самого себя.
Государство пользуется правом применять свои войска, полицию и вообше аппарат насилия с целью предотвращения или пресечения внутренних беспорядков и напряженности2.
Дополнительный Протокол II 1977 года не применяется «к случаям нарушения внутреннего порядка...», то есть из сферы применения этого документа исключены обстановка внутренней напряженности и нарушения внутреннего порядка, которым не дано определение, но представлены примеры таких ситуаций в п.2 ст.1 Дополнительного Протокола II 1977года.
Это могут бьпъ демонстрации, не имеющие заранее согласованного плана, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, в частности, массовые аресты лиц в связи с их действиями или убеждениями.
В связи с тем, что законодательно такие категории не определены, отсутствует их четкая формулировка, целесообразно обратиться к исследованиям известных ученых-правоведов.
В частности, член Международного суда ООН, известный правовед из Алжира М.Беджаун замечает, что «специалисты говорят о внутренних беспорядках, когда в условиях отсутствия вооруженного конфликта государство применяет силу в целях сохранения или восстановления правопорядка и законности, и о внутренней напряженности, когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков оно прибегает к превентивному применению силы в целях сохранения мира и законности».
Норвежский ученый-международник А.Эйде предлагает понимать под «внутренними беспорядками и напряженностью...
все конфликтные ситуации внутри той или иной страны, достаточно серьезные в
1См., Schindler D.
The different tvpes of armed conflicts according to the Geneva Conventions and Protocols.
RCDAJ.
Vol.
163, 1979, P.14.V 2См.: Современные войны, гуманитарные проблемы.
М., 1990.
С.
36.
29

[стр.,30]

плане порождения острых гуманитарных проблем, особенно в силу того, что они ведут к физическому насилию и ограничению свободы, независимо от того, используются ли вооруженные силы или нет»1.
Таким образом, внутренние беспорядки характеризуются серьезным нарушением порядка в стране в результате насильственных действий, но который не приобретает характера вооруженного конфликта.
В результате таких беспорядков отдельные лица или группы лиц открыто проявляют протест, недовольство или предъявляют свои требования.
Поэтому при анализе таких ситуаций не имеют значения причины их возникновения, их продолжительность (т.е.
временные границы) и их территориальность (т.е.
пространственные границы).
Не всегда просто отличить международный вооруженный конфликт от немеждународного, поэтому необходимо учитывать следующие общие критерии, характеризующие вооруженные конфликты немеждународного характера, которые выделил российский ученый И.Н.
Арцибасов: 1) наличие враждебных организованных действий между противоборствующими силами; 2) применение оружия; 3) коллективный характер выступлении; 4) минимум организации; 5) определенная продолжительность конфликта; 6) контроль над частью территории государства2.
Заметим, что иногда конфликт, возникший как внутренний, то есп.
не международный, приобретает такую остроту и масштабность, что перерастает в международный.
Генеральный секретарь ООН Кофи А.Аннан отмечает, что «большинство конфликтов не остаются “внутренними” длительное время, они вскоре “перекидываются” на соседние страны, о чем свидетельствует быстро 30 ‘Циг.
по: Современные войны: гуманитарные проблемы.
М , 1990 С.38.
'См.:Арцибасо* If.H..
Егоров Г.-I Вооруженный конфлигт: право, политика, дипломатия.
М., 1989.
С.49.

[Back]