Проверяемый текст
Колосова, Ольга Юрьевна. Экологический императив в культуре информационного общества (Диссертация 2003)
[стр. 128]

128 текстах западных и восточных мыслителей звучала мысль о духовности как аскетическом самоопределении.
Возникали практические движения, в основе которых лежало принятие аскезы, степень которой доходила до подлинного умерщвления плоти.
Требуя от человека предельного напряжения, становясь делом всей жизни, подобные духовные борения оставались противоположны и даже враждебны жизни.
Противоречие между устремлением к высокой цели и не менее важным принципом реальности может быть разрешено.
Во-первых, стремление к высокой цели жизненно важно для человека.
Оно создает необходимую напряженность внутренней жизни, обеспечивает ощущение ее полноты, награждает человека чувством собственного достоинства, повышает его жизнеспособность.
Известны слова Ницше: «У кого есть зачем жить, может вынести любое как».1 Но вопрос можно поставить еще резче: духовность противоположна аскетизму.
Она способна дать человеку радость, чувство свободы и осмысленности жизни.
Недаром говорят: с человека, потерявшего себя как высокую цель, спадают цепи всех ограничений.

Во-вторых, высокая цель не может быть не связанной с реальностью.
Сегодня эта связь прослеживается особенно четко: человечество переживает кризис, причем это относится не только к России, но и к тем странам, которые сегодня относятся к процветающим.
Этот кризис проявляется в нескольких направлениях глубоко взаимосвязанных между собой: это атомизация общества, разинтегрированность его членов общим стремлением к успеху и личным достижениям, утрата смысла жизни, симптоматически проявляющая себя в распространении алкоголя и наркотиков; в резком ухудшении экологической обстановки степень антроподеформации природы приближается к своей критической точке.
Практически мы имеем дело с двойной деформацией нарушением внутреннего равновесия и гармонии в человеке и разрушением восстановительной функции природы.
К
1 Ницше Ф.
Сочинения.
В 2-х т.
М., 1989.
С.
34.
[стр. 79]

79 Думая о возможных подходах к решению подобных вопросов, мы переходим уже в сферу духовного мира человека, вторгаемся в его взаимоотношения с обществом, сталкиваемся с проблемой его готовности ' подчинить сегодняшнее поведение обеспечению будущих поколений.
А подобные проблемы уже тесно связаны с особенностями культуры и цивилизаций, и в их решении нет стандартных подходов.
И на фоне таких общих гуманитарных проблем предстоит научиться решать проблемы конкретные, которые в наибольшей степени чреваты катастрофическими исходами.
Человечество переживает кризис, причем это относится не только к России, но и к тем странам, которые сегодня относятся
нами к » процветающим.
Этот кризис проявляется в нескольких направлениях глубоко взаимосвязанных между собой: это атомизация общества, разинтегрированность его членов общим стремлением к успеху и личным достижениям, утрата смысла жизни, симптоматически проявляющая себя в распространении алкоголя и наркотиков; в резком ухудшении экологической обстановки степень антроподеформации природы приближается к своей критической точке.
Практически мы имеем дело с двойной деформацией нарушением внутреннего равновесия и гармонии в человеке и разрушением * восстановительной функции природы.
К
сожалению, приходится констатировать, что по степени кризиса Россия не только не отстает от наиболее развитых экономически стран, но и значительно их опережает по целому ряду пунктов.
Одной из первых трудностей, с которой человечеству придется неизбежно столкнуться, окажется объединение проблем создания общепланетарной научно-технической политики и разделения ресурсов, в том числе и # интеллектуальных.
Предстоит новая модернизация и куда более трудная, чем предыдущая, поскольку у цивилизаций будет меньше и времени и возможностей адаптироваться к новым условиям жизни.
И разные

[стр.,148]

148 освоением мира, с ощущением, что они не болтают, а делают дело.
Опыт подобного разделения и автономии делает важным рассмотрение еще одного признака духовности: она не может быть сведена ни к прекраснодушным 1 порывам, ни к выполнению дел, не соотнесенных с их духовным смыслом.
Широко представленная в опыте XX века отвлеченность духовных исканий, часто демонстративно противостоит реальной жизни.
Это заставляет сделать еще один вывод: духовность не может быть сведена к чистым идеям, по своему существу она является качеством жизни человека.
Это понятие “качество жизни” требует определенной расшифровки.
Не раз в текстах западных и восточных мыслителей звучала мысль о духовности как аскетическом самоопределении.
Возникали практические движения, в основе которых лежало принятие аскезы, степень которой доходила до подлинного умерщвления плоти.
Требуя от человека предельного напряжения, становясь делом всей жизни, подобные духовные борения оставались противоположны и даже враждебны жизни.
Противоречие между устремлением к высокой цели и не менее важным принципом реальности может быть разрешено.
Во-первых, стремление к высокой цели жизненно важно для человека.
Оно создает необходимую напряженность внутренней жизни, обеспечивает * ощущение ее полноты, награждает человека чувством собственного достоинства, повышает его жизнеспособность.
Известны слова Ницше: «У кого есть зачем жить, может вынести любое как».' Но вопрос можно поставить еще резче: духовность противоположна аскетизму.
Она способна дать человеку радость, чувство свободы и осмысленности жизни.
Недаром говорят, с человека, потерявшего себя как высокую цель, спадают цепи всех ограничений.

& Во-вторых, высокая цель не может быть не связанной с реальностью.
Сегодня эта связь прослеживается особенно четко: человечество переживает
Ницше Ф.
Сочинения.
В 2-х т.
М., 1989.
С.
34.


[стр.,149]

149 кризис, причем это относится не только к России, но и к тем странам, которые сегодня относятся к процветающим.
Этот кризис проявляется в нескольких направлениях глубоко взаимосвязанных между собой, это атомизация общества, разинтегрированность его членов общим стремлением к успеху и личным достижениям, утрата смысла жизни, симптоматически проявляющая себя в распространении алкоголя и наркотиков; в резком ухудшении экологической обстановки степень антроподеформации природы приближается к своей критической точке.
Практически мы имеем дело с двойной деформацией нарушением внутреннего равновесия и гармонии в человеке и разрушением восстановительной функции природы.
К
сожалению, приходится констатировать, что по степени кризиса России не только не отстает от наиболее развитых экономически стран, но и значительно их опережает по целому ряду пунктов.
Незаметно для себя человечество перешло в эпоху, охваченную необратимыми и гибельными изменениями, в мир обнаруженных дефицитов, которые заставили по-новому осмыслить стоимость производимых товаров, в эпоху, когда алкоголь становится неотъемлемым элементом жизни.
Перечень подобных явлений становится общим местом публикаций, посвященных современности.
Важна особенность этого периода, который соединяет жесткую реальность и высокую цель предотвращения гибели.
Ее можно считать историческим вызовом поколению, и обращен этот вызов к его духовным возможностям.
Слишком велика и трудна задача, поэтому все ресурсы человека должны быть привлечены.
Учитывая ставшую известной новую картографию психической деятельности, мы можем разрабатывать сближение познания и самопознания.
Речь в данном случае идет о возможностях, которые таит в себе бессознательное, связанное с семантикой вселенной.
Новые аспекты субъективности, соединяясь со всем богатством накопленного знания, помогут человеку обрести новое качество,

[Back]