136 человека, общества и природы. Необходима смена ведущих установок, определяющих характер приоритетов в развитии человеческой деятельности. Этот процесс уже идет. Наблюдается постепенный переход от установок на неограниченный прогресс, беспредельный экономический рост к представлениям о пределах роста, гармонизации экономической экспансии и экологических лимитов, переход от доминирования отношений господства, конкуренции, противостояния к идеалам сотрудничества, кооперации, сосуществования. Все эти новые тенденции и ориентации в изменении познавательной, ценностной и деятельностной установок в современном обществе должны быть поддержаны и развиты новой системой непрерывного экологического воспитания и образования. В свете принципов экологического императива идеалом образовательных систем становится формирование личности, обладающей определенной внутренней свободой, независимостью в своих мнениях, поступках, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания ее целостности. Свобода в рамках экологической необходимости такой должна быть стратегия личности на рубеже новой цивилизации. Именно эти качества общество призвано задавать через образовательные системы. Выбор соответствующей концепции образования в общем и целом зависит от доминирующих ценностно-мировоззренческих установок, богатства, многообразия потребностей общества. Неизбежно возникает проблема выбора, определения приоритетов как в выявлении общей стратегии, методологии образования, так и в многочисленных частных, методических вопросах преподавания отдельных дисциплин. В этом отношении разработка целостной концепции образования, его содержания, направлений сама по себе предстает как фундаментальная и комплексная проблема. |
13 коммуникационные каналы планеты заполнятся экологической информацией. Негативные социально-информационные процессы влияют на безопасность развития, на выживание и эволюцию человечества в • целом. Формирование новых коммуникативных средств на основе информационных технологий обусловливает необходимость принятия на международном и национальном уровня,\ особых правовых норм для обеспечения информационной безопасности как отдельных граждан, так и общества в целом. 7. Выполнение экологического императива не возможно без развития и углубления коммуникативных процессов между культурами, осознания формирования единого информационного и образовательного пространства и новой личности. Все эти новые тенденции и ориентации в изменении познавательной, ценностной и деятельностной установок должны быть поддержаны и развиты новой системой непрерывного экологического воспитания и образования, провозглашающих идеал формирования внутренне свободной личности, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания ее целостности. Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение исследования определяется возможностью • использования материалов диссертации для дальнейшего исследования: роли субъективных факторов (уровня знаний, информированности, ценностных установок) в реализации принципов экологического императива; способов формирования средствами массовой коммуникации субъективных предпосылок реализации экологического императива; возможностей новых коммуникативных технологий в становлении и развитии глобальной экологической культуры. • Практическое значение проведенного исследования состоит в возможности использования результатов работы в подготовке спецкурсов по проблемам экологической культуры, перспективам экологически 157 Экологическое мышление нашло свое отражение в популярной несколько юмористической форме в четырех экологических законах, сформулированных Барри Коммонером: • первый закон экологии: все связано со всем, • второй закон экологии: все должно куда-то деваться; • третий закон экологии, природа знает лучше; • четвертый закон экологии: ничто не дается даром.1 Л. Мельник, автор книги, из которой взята эта формулировка, пишет далее, поясняя их: «Что такое глобальное экологическое мышление? Это осознание следующих важных моментов. Во-первых, все явления, происходящие на планете, пространственно связаны между собой. Любой процесс, имеющий место в частных экосистемах планеты, так или иначе, отражается на всей экосистеме Земли... Во-вторых, Земля приближается к такому моменту, когда ее экономика должна будет перейти на экономику замкнутой системы... в отличие от открытой экономики, где всегда обеспечен новый приток ресурсов и отток отходов... В-третьих, все явления связаны во времени. Человек всегда должен помнить, что он принадлежит к человечеству, живущему не только в настоящем, но и в будущем... В-четвертых, необходимо осознавать свое место во Вселенной, в пространственной и временной бесконечности».2 Выход из экологического кризиса видится в освоении новых ценностнонормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы, выработать экологические императивы взаимодействия человека, общества и природы. Необходима смена ведущих установок, определяющих характер приоритетов в развитии человеческой деятельности Этот процесс уже идет. Наблюдается постепенный переход от установок на неограниченный прогресс, беспредельный экономический рост к 1 Цит по; Мельник Л. Мир, открытый заново. М., 1988. 2 Мельник Л. Мир, открытый заново. М.. 1988. С. 202...203 158 представлениям о пределах роста, гармонизации экономической экспансии и экологических лимитов, переход от доминирования отношений господства, конкуренции, противостояния к идеалам сотрудничества, кооперации, № сосуществования. Все эти новые тенденции и ориентации в изменении познавательной, ценностной и деятельностной установок в современном обществе должны быть поддержаны и развиты новой системой непрерывного экологического воспитания и образования. В свете принципов экологического императива идеалом образовательных систем становится формирование личности, обладающей определенной внутренней свободой, независимостью в своих мнениях, поступках, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания ее целостности. Свобода в рамках экологической необходимости таковой должна быть стратегия личности на рубеже новой цивилизации. Именно эти качества общество призвано задавать через образовательные системы. Выбор соответствующей концепции образования в общем и целом зависит от доминирующих ценностно-мировоззренческих установок, богатства, многообразия потребностей общества. Неизбежно возникает проблема выбора, определения приоритетов как в выявлении общей стратегии, в методологии образования, так и в многочисленных частных, методических вопросах преподавания отдельных дисциплин. В этом отношении разработка целостной концепции образования, его содержания, направлений сама по себе предстает как фундаментальная и комплексная проблема. В настоящее время идет интенсивный поиск новой модели образовательной системы, которая соответствовала бы целям цивилизации XXI века, а может быть и всего третьего тысячелетия. Ориентация на будущее может • осуществляться путем реализации, например, опережающей модели образования.1 1 Философские проблемы образования / Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 1996. |