137 В настоящее время идет интенсивный поиск новой модели образовательной системы, которая соответствовала бы целям цивилизации XXI века, а может быть и всего третьего тысячелетия В отсутствие государственной политики в области экологического образования, как условия формирования экологической культуры, отсутствует правовая база по подготовке кадров для работы в системе непрерывного экологического образования и просвещения, государственная поддержка дошкольного и внешкольного экологического образования, музеев, библиотек, летних экологических лагерей важного механизма формирования основ экологической культуры; отсутствует системная экологическая подготовка государственных служащих высших эшелонов власти и, как следствие ликвидировано главное природоохранное ведомство страны; средства массовой информации, за исключением экологических, фактически самоустранились от экологического просвещения населения. Отсутствует и координация действий в этом направлении на федеральном уровне, а также необходимое взаимодействие между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации, что приводит к разобщенности деятельности природоохранных органов, учреждений образования, информационного экологообразовательного пространства, средств массовой информации и общественности. Без формирования экологической культуры гуманизация образования не эффективна, т.к. в наше время без человеческого отношения к Природе невозможны подлинно человеческие отношения между людьми. Для придания экологической культуре стабильности, обеспечения связи времен, создания предпосылок цивилизационной и личностной идентичности необходимо метаобразование. Задачи соединения универсалий глобалистики с субъектно-творческой информационной культурой человека превращают экологическое образование в связующее звено индивидуального и глобального. Оно приобретает функции методологии, идеологии и |
158 представлениям о пределах роста, гармонизации экономической экспансии и экологических лимитов, переход от доминирования отношений господства, конкуренции, противостояния к идеалам сотрудничества, кооперации, № сосуществования. Все эти новые тенденции и ориентации в изменении познавательной, ценностной и деятельностной установок в современном обществе должны быть поддержаны и развиты новой системой непрерывного экологического воспитания и образования. В свете принципов экологического императива идеалом образовательных систем становится формирование личности, обладающей определенной внутренней свободой, независимостью в своих мнениях, поступках, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания ее целостности. Свобода в рамках экологической необходимости таковой должна быть стратегия личности на рубеже новой цивилизации. Именно эти качества общество призвано задавать через образовательные системы. Выбор соответствующей концепции образования в общем и целом зависит от доминирующих ценностно-мировоззренческих установок, богатства, многообразия потребностей общества. Неизбежно возникает проблема выбора, определения приоритетов как в выявлении общей стратегии, в методологии образования, так и в многочисленных частных, методических вопросах преподавания отдельных дисциплин. В этом отношении разработка целостной концепции образования, его содержания, направлений сама по себе предстает как фундаментальная и комплексная проблема. В настоящее время идет интенсивный поиск новой модели образовательной системы, которая соответствовала бы целям цивилизации XXI века, а может быть и всего третьего тысячелетия. Ориентация на будущее может • осуществляться путем реализации, например, опережающей модели образования.1 1 Философские проблемы образования / Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 1996. 164 Содержание образования включает знания и виды деятельности, образовательная ценность которых общепризнанна. Однако рост влияния средств массовой коммуникации, многообразие * субкультур и иноземных образцов приводят к пониманию того, что учеба, формирующая достойного члена общества, не сводится к накоплению знаний. Прежде всего, надо сформировать систему взглядов, которая придает жизни осмысленность, ясность цели и жизнеутверждающие ценности. Выработка мировоззрения во времена быстро меняющихся социальноэкономических и политических обстоятельств современной жизни ставит перед системой образования комплекс учебно-воспитательных задач, ориентированных на приобщение к высокотехнологической человеческой деятельности. За какие-нибудь пару десятков лет человечеству открылся новый Мир информационное пространство, связанное сетью телекоммуникаций, что и позволило актуализировать глобальные проблемы. Это пространство для многих его обитателей стало не столько гигантской библиотекой, сколько деятельной средой, жизненным миром. Не с помощью Интернет, а в Интернет осуществляется сегодня деятельность многих людей. С одной стороны, мир Интернет полон увлекательных вещей. А с другой стороны, пренебрежительное отношение к вседозволенности доступа к * разносортной и не всегда гуманной информации может обернуться необратимыми последствиями: обеднение эмоциональной жизни, возможность неврозов, неравномерное развитие личности в целом. Следовательно, этические проблемы, сетевая культура, дисциплина становятся особенно актуальными и важно помочь человеку определиться в общей культуре и создать свою внутреннюю культуру, которая отвечает личным эстетическим запросам, личному пониманию счастья. Без формирования экологической культуры гуманизация образования не эффективна, т.к. в наше время без человеческого отношения к Природе невозможны подлинно человеческие отношения между людьми. 169 соединении с экологизацией сознания информатизация поможет предотвратить экологическую катастрофу. Концепция информатизации общества должна входить в концепцию * национальной безопасности страны, поскольку угрозы безопасности, вызванные отсутствием современных средств информационного обеспечения в области экономики, экологии, здравоохранения, социального обеспечения, во много раз превышают допустимые затраты на их информатизацию. Оперативное получение и распространение информации играет большую роль в формировании мышления нового типа, основанного на экологической культуре. Экологичность может и должна быть присуща культуре в целом. Экология оказывается инструментом, формирующим мировоззрение экологического этапа развития общечеловеческой культуры. Без формирования экологической культуры гуманизация образования не эффективна, т.к. в наше время без человеческого отношения к природе невозможны подлинно человеческие отношения между людьми. Качественный сдвиг в образовании вызовет цепные реакции в других сферах человеческой деятельности и ускорит переход к устойчивому развитию современной цивилизации. Качественное изменение в образовании на основе внедрения модели опережающего образования позволит повысить эффективность образования, углубить его связи с наукой и социальной практикой. Это, несомненно, приведет к повышению уровня образовательных стандартов, социальной ответственности будущих специалистов. При определении понятия «опережающего образования» нужно иметь в виду, что это не какой-то новый принцип образования, а важная составная часть той образовательной системы, которая именуется ноосферным * образованием. Цель последнего становление ноосферы и ноосферной личности. Свобода в рамках экологической необходимости таковой должна быть стратегия личности на рубеже новой цивилизации. |