Проверяемый текст
Колосова, Ольга Юрьевна. Экологический императив в культуре информационного общества (Диссертация 2003)
[стр. 145]

145 Взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов определяет экологическую культуру как объективную реальность, созданную человеком и вместе с тем, воздействующую на способ жизни, все более определяющую его.
Основными функциями экологической культуры являются: онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, культурновоспитательная, мировоззренческая, праксиологическая.
Человечество для своего выживания нуждается в формировании принципиально новой идеологии, которая может быть рождена его Коллективным Разумом.
Поэтому представляется целесообразным для скорейшего выхода из глобального кризиса современности использование экологической идеологии.
Необходимо отметить, что экология приобрела черты идеологии, не утратив при этом своей научной объективности.
Здесь возникла общность целей, когда обыденное и
теоретическое сознание взаимодействуют в решении насущных экологических проблем.
На уровне массового сознания решается вопрос повернет ли все человечество к новому идеалу или останется в плену традиционных представлений.

Без изменения сознания человека все планы спасения окружающей человека среды останутся не
только благими пожеланиями, но окажутся невозможными.
Если смотреть на ситуацию спокойно, без пессимизма, то углубляющееся разрушение биосферы можно расценить не как неизбежную гибель
человечества, а как очередную критическую стадию эволюции сознания людей.
Именно сознание, причем сознание экологическое, реагируя на тревожные сигналы биосферы, поможет человечеству поменять стратегию, не дожидаясь гибели цивилизации.

Экологическое сознание большинства людей складывается стихийно.
Для преодоления этой стихийности необходимо привлечение научных, идеологически интерпретированных знаний.

Перестройка сознания в сторону его экологизации является перестройкой именно мировоззренческих основ личности.
Утверждение экологического мировоззрения означает начало
[стр. 110]

но множеством специальных исследований.
Примеров из научной литературы, а также из сообщений средств массовой коммуникации можно привести множество.
И не только примеров влияния химического загрязнения.
Есть * еще загрязнение под действием факторов физической природы (шум, излучения различного рода), биологических загрязнителей (отходы биохимической промышленности) и др.
Увеличение генетического груза одно из самых опасных следствий, вызванное загрязнением окружающей среды.
Чаще всего ксенобиотики являются причиной увеличения частоты врожденных пороков сердца, патологий физического и умственного развития, частоты бесплодных браков, спонтанных абортов, роста детской смертности, а также генетически детерминированной предрасположенности к ряду тяжелых заболеваний, отрицательно сказывающихся на жизнеспособности и воспроизводительной функции человека.
Многие исследователи видят причину обострения экологических проблем не столько в социальной системе, сколько в кризисе внутри сознания, традиционных ценностей Если в предыдущие века роль формирования сознания выполняла традиционная культура и культурная среда, то в наше время изменения в обществе и среде обитания человека происходят настолько быстро, что никакие традиции не успевают за ними, поэтому возникла необходимость целенаправленного формирования экологического сознания.
Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от наивного антропоцентризма и переход к системе биоцентристских взглядов.
О том, что пришло время переориентировать систему представлений, отказаться от прежней преимущественно позивистской картины мира, говорят не только экологи различной ориентации.
Без изменения сознания человека все планы спасения окружающей человека среды останутся не
<-• только благими пожеланиями, но окажутся невозможными.
Если смотреть на ситуацию спокойно, без пессимизма, то углубляющееся разрушение биосферы можно расценить не как неизбежную гибель


[стр.,111]

Ill человечества, а как очередную критическую стадию эволюции сознания людей.
Именно сознание, причем сознание экологическое, реагируя на тревожные сигналы биосферы, поможет человечеству поменять стратегию, * не дожидаясь гибели цивилизации.

Человек перестал руководствоваться в своей жизни инстинктами и простыми физиологическими потребностями.
В этом и его беда, так как он обособился (внешне, внутренне) от природного мира, и его преимущество, так как он получил возможность мыслить рационально и самовариантно.
Здесь правомерно говорить о перевороте, происходящем в умах и душах людей.
Этот процесс нельзя сравнивать с отпочковыванием еще одной формы (наряду с прочими) общественного сознания.
Не зря стали говорить об экологической революции, происходящей в наше время, которая должна перевернуть представление людей об их месте в окружающем мире.
Для философского осмысления процесса изменений сознания исследователи, как правило, уточняют понятия, подтверждая разграничение терминов.
И в первую очередь это относится к самому понятию «экологическое сознание».
В философской литературе дискутируется проблема отнесения экологического сознания к одной из форм общественного сознания.
Предмет обсуждения вопрос о правомерности выделения экологического сознания как самостоятельной формы.
Сторонники самостоятельной формы наделяют в подтверждение своей позиции экологическое сознание общими чертами, присущими любой форме общественного сознания.
С точки зрения анализа категорий они делают вывод, что можно расценивать экологическое сознание как самостоятельную форму общественного сознания наряду с религиозным, научным, политическим сознанием.
Но экологическое сознание это не просто форма > общественного сознания.
Экологизации подвергается не какая-то отдельно взятая область: перемены затрагивают общественное сознание на всех его уровнях и во всех проявлениях.
Даже если рассуждать на уровне одного

[стр.,118]

118 ежечасно, на уровне обыденного сознания.
Уместно здесь повторить: экология приобрела черты идеологии, не утратив при этом своей научной объективности.
Здесь возникла общность целей, когда обыденное и
1 теоретическое сознание взаимодействуют в решении насущных экологических проблем.
На уровне массового сознания решается вопрос повернет ли все человечество к новому идеалу или останется в плену традиционных представлений.

В массовом сознании эмпирический опыт обобщается с позиции каждодневных потребностей.
Помимо рациональных и иррациональных факторов массовое сознание включает эмоции и является отпечатком индивидуального и группового опыта.
Массовое сознание изменяется в сторону экологизации под воздействием специализированнььх уровней (науки и идеологии).
Экологическое сознание большинства людей складывается стихийно.
Для преодоления этой стихийности необходимо привлечение научных, идеологически интерпретированных знаний.

Также необходимо помнить о том, что формирование экологического сознания, как правило, является процессом переориентации.
Формирование активной позиции означает не просто бережное отношение человека к природе, но и сознательную экологическую деятельность.
Чтобы экологические убеждения стали реальными двигателями поведения людей, они люди должны • достигнуть определенного уровня зрелости и целеустремленности.
Без этого они неустойчивы и нуждаются в систематическом «подкреплении».
Феномен экологизации сознания отвечает общей тенденции возрастания роли субъективного фактора в историческом процессе.
Сознание, правильно отразив действительность, само становится определяющим по отношению к ней, направляя хозяйственную деятельность на экологическое направление.
Собственно, экологическое сознание в той (• мере, в какой оно правильно отразило современную экологическую ситуацию, должно сыграть определяющую роль в ее преодолении

[Back]