Проверяемый текст
Колосова, Ольга Юрьевна. Экологический императив в культуре информационного общества (Диссертация 2003)
[стр. 15]

15 природой, и неевропейский, где силы природы превосходят силы человека.1 Одной из разновидностей географического детерминизма являются философские концепции, основанные на резком противопоставлении общественных и природных законов.
При этом чаще всего природные законы бытия воспринимаются как единственно разумные и рационально устроенные.
Развитие человеческого общества на основе социальных законов нарушает естественный порядок вещей.
Ж.-Б.
Ламарк подчеркивал, что эгоизм человека способствует уничтожению средств к самосохранению и тем самым истреблению своего вида назначение человека заключается в уничтожении своего рода, для чего предварительно он должен сделать земной шар непригодным для обитания2.
Влияние географической среды на жизнедеятельность человека, общества рассматривали русские учёные П Н.
Милюков и Л.
Н.
Гумилёв.
А.
Л.
Чижевский расширил понимание окружающей среды и её взаимодействия с планетарной культурой.
Он установил зависимость между циклами активности солнца и социальной деятельностью человека3.
Центральная идея космоцентрической теории, которая начала формироваться в философии в конце XIX века это единство человека с космосом, космической природой человека и космическим масштабом его деятельности.
Наиболее разработанной идея космизма представлена в трудах русского религиозного мыслителя XIX века Н.Ф.
Фёдорова и К.Э.
Циолковского4.
Русский космизм сложился в конце XIX начале XX в.
и по своим корням является философским осмыслением возможной национальной и всемирноисторической катастрофы во имя поиска выхода из нее.
Он вырос на переживании уникальности бытия, хрупкости истории и человеческой судьбы, тревоге за жизнь человечества.

*См.: Философия современного естествознания: Учебное пособие/Под общ.
ред.
С.
А.
Лебедева.
-М., 2004.-С.
198-209.
2 См.: Там же.
3 См.: Чижевский А.
Л.
Земное эхо солнечных бурь.
М., 1989.
4 См.: Федоров Н.
Ф.
Собр.
Соч.
В 4т.
М., 2000; Циолковский К.
Э.
Космическая философия.
М., 2001.
[стр. 87]

87 Русская идея не отторгает идей других народов, а призывает к сотрудничеству народы мира.
Н.А.Бердяев писал в связи с этим, что русская идея есть “идея коммюнитарности и братства людей и народов”1.
Каждая * национальная идея имеет свои преимущества (например, прагматизм «американской мечты»), основное же преимущество русской идеи универсальность, по причине чего она приобретает эсхатологический характер, принимающий форму «стремления ко всеобщему спасению»2.
Русская идея разрабатывалась на различных уровнях: религиозном, научном, художественноэстетическом, на уровне здравого смысла.
Самая глубокая и всесторонняя разработка была дана в философии русского космизма.
В центре этой философии как раз и стала проблема всеединства.
л Космизм, или универсализм, исходил из представления о человеке как существе, обладающем универсальностью внутреннего содержания, открытостью людям, истории, бытию, вселенной, Богу.
Космизм это философия жизни, смерти и бессмертия человека и вселенной, земного и неземного в их неразрывном единстве.
Это философия поисков и обретений высшего смысла бытия вообще, это философия надежды и спасения.
Русский космизм сложился в конце XIX начале XX в.
и по своим корням является философским осмыслением возможной национальной и всемирноисторической катастрофы во имя поиска выхода из нее.
Он вырос на переживании уникальности бытия, хрупкости истории и человеческой судьбы, тревоге за жизнь человечества.

Космизм в известной мере завершил концептуальную разработку русской идеи, обосновав всеединство как ее центральный момент.
Космисты исходят из убеждения, что человечество живет не просто на “изломе времен”, но является свидетелем исчерпания исторического времени, его потенциала, невозможности продолжения ♦ истории в рамках времени, непреложности возвращения человеческой истории в лоно вечности.
По мнению С.Н.Булгакова, на рубеже XIX и XX 1 См там же.
С 268.
■’ Франк С.Л.
Душа человека,М., 1917.
С.
56.

[Back]