18 Под влиянием Э. Леруа В. Вернадский использовал понятие ноосферы для обозначения будущего этапа в развитии биосферы, когда станет возможным объединение всего человечества на основе гуманистических принципов, когда Коллективный Разум человечества будет выступать доминирующим фактором дальнейшей эволюции человечества в органическом единстве с природой. Переход от биосферы к ноосфере, в которой на смену стихии взаимодействия живых и косных компонентов Земли придет упорядоченное устойчивое развитие, опирающееся на Разум, является, по Вернадскому, закономерным процессом1. Признавая свершившийся факт принципиального изменения структуры биосферы вследствие непропорционального усиления роли одного вида, а также факт все уменьшающихся возможностей саморегуляционных процессов биосферы, человечество должно осознать, что вступило в совершенно новый период развития Земли, предсказанный В.И. Вернадским, переход биосферы в ноосферу, то есть сферу, созданную человеческим Разумом, воплощенным в науке и технике. Этическая компонента в учении Вернадского о ноосфере выражается, прежде всего, в оптимизме и утверждении того, что законы развития ноосферы не противоречат, а продолжают законы эволюции биосферы. Вернадский неоднократно подчеркивает единство биосферы и ноосферы, то, что биосфера рождается из ноосферы. По его словам, «геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей», что «идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере»2. Тем самым человек и человечество понимались Вернадским как закономерная часть организованности живого вещества, как закономерный этап в эволюции биосферы. Кроме того, нравственно-этическая компонента обнаруживается в учении Вернадского в том, что он связывает *См.: Вернадский В.И. Научная мысль как геологическая сила // Размышление натуралиста. М., 1977. С. 7. 2См.: Там же. С. 9. |
21 располагало столь развитым «коллективным интеллектом» с его способностью предвидеть результаты тех или иных усилий. Вопрос лишь в том, сможет ли разумное начало справиться с инерцией биосоциальных < законов, сможет ли человечество за отпущенное ему время выработать новые принципы нравственности и сделать их законами жизни. Заметим, что борьба за ресурсы реально уже началась. Такого вида противоречия еще не рассматриваются в качестве основы возникающих противостояний. Они пока находятся еще на периферии политологической и социологической мысли. И чем дальше, тем большее значение будет иметь в судьбах народов борьба за ресурсы. Становится все более очевидным, что преодолеть надвигающийся кризис 0 чисто техническими средствами невозможно. Как бы ни были важны безотходные технологии, новые методы переработки отходов, очистка рек, повышение норм здравоохранения — они могут лишь облегчить кризис, отсрочить его наступление, дать человечеству время для того, чтобы найти кардинальные решения В будущем нельзя полагаться только на природные регуляции, на экологические законы — они не рассчитаны на диспропорцию между видами. Признавая свершившийся факт принципиального изменения * структуры биосферы вследствие непропорционального усиления роли одного вида, а также факт все уменьшающихся возможностей саморегуляционных процессов биосферы, человечество должно осознать, что вступило в совершенно новый период развития Земли, предсказанный В.И. Вернадским 1 Хотим мы или нет, но биосфера объективно переходит в качественно новое состояние. Состояние ноосферы определяется не желанием человечества разумно жить, а принципиально новым соотношением видов в биоте, при 0 котором влияние одного из них преобладает над всеми. Вернадский В.И. Биосфера. Избранные сочинения. M.s 1960. 44 Земли характер, и одновременно малая эффективность мер, принимаемых для уменьшения антропогенного воздействия на природу, привели человечество к необходимости отказа от парадигмы антропоцентризма. Возникла потребность пересмотра основополагающих принципов современной науки, сформировавших потребительское мировоззрение человека. Пришло понимание того, что природу, человеческое общество, научную мысль следует рассматривать в их нерасторжимой целостности. Возникает необходимость обобщения знаний об эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. Переход от биосферы к ноосфере, в которой на смену стихии взаимодействия живых и косных компонентов Земли придет упорядоченное устойчивое развитие, опирающееся на разум, является, по Вернадскому, закономерным процессом1. Осмысление исторической ситуации в ключе всех форм научно-преобразовательной и социальной деятельности дело неотложное, требующее специальных усилий. Человечество уже сейчас почувствовало гибельность своих неограниченных эгоистических притязаний. Формула Протагора: «Человек мера всех вещей» требует нового прочтения, при котором человек, оставаясь мерой вещей, выходит за рамки антропоцентризма. Разум в этом случае уже не является представителем интересов только человека, он выступает как средство защиты всех форм жизни, представляет природу в целом. Должна быть преодолена ориентация на сиюминутную пользу и комфорт любой ценой. Поставленная проблема не решается разовыми мероприятиями или изданием постановлений, она требует систематического поиска путей перехода к ноосфере и формирования соответствующего мировоззрения. Вернадский В.И. Научная мысль как геологическая сила // Размышление натуралиста. М.; 1977. |