Проверяемый текст
Колосова, Ольга Юрьевна. Экологический императив в культуре информационного общества (Диссертация 2003)
[стр. 19]

19 возникновение ноосферы с превращением человечества в единое целое.
«Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой.
И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.
Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера»»'.
Ориентируясь на науку, Вернадский развивает оптимистическую концепцию перехода биосферы в сферу Разума, где решающую роль играет не только наука, но и этический разум объединенного человечества.
Ноосфера объединяет в себе научный разум человечества с его нравственным разумом и техникой.
Вернадский никогда не отождествлял ноосферу с техническим приложением научного знания.
В его учении о ноосфере разум понимается не сциентически и не технократически.
Это, прежде всего, нравственный Разум, воплощающийся как в науке, так и в технике.
Истина, красота и добро едины в ноосфере.
Оптимизм составляет важнейший вектор этических размышлений Вернадского, истоки которого можно усматривать и в его философско-исторической позиции, и в его сциентизме.
Учение о ноосфере связывается с человеком не случайно.
Ее нельзя охарактеризовать набором объективных признаков, присущих природе определенного периода.
Главное и, пожалуй, самое существенное для
ноосферы принципиально новый тип связи природы и человека.
В концепции ноосферы раннего Вернадского прослеживается идея управляемого развития.
Но в отличие от представителей советского марксизма, он говорит о возможности и перспективах управляемого развития более осторожно.
Он ведет речь лишь об ответственности человека и его разума за дальнейшее развитие биосферы и общества и не высказывает никаких категорических утверждений о содержании соответствующих
1 Вернадский В.И.
Научная мысль как геологическая сила // Размышление натуралиста.
М., 1977.-С.
12.
[стр. 45]

45 Учение о ноосфере связывается с человеком не случайно.
Ее нельзя охарактеризовать набором объективных признаков, присущих природе определенного периода.
Главное и, пожалуй, самое существенное для
f ноосферы принципиально новый тип связи природы и человека.
В концепции ноосферы раннего Вернадского прослеживается идея управляемого развития.
Но в отличие от представителей советского марксизма, он говорит о возможности и перспективах управляемого развития более осторожно.
Он ведет речь лишь об ответственности человека и его разума за дальнейшее развитие биосферы и общества и не высказывает никаких категорических утверждений о содержании соответствующих
механизмов, предназначенных для реализации этой ответственности.
Человечество должно лишь научиться (быть для этого способным) согласовывать свои потребности с возможностями биосферы.
Это по своей сути концепция скорее не управляемого, а направляемого развития.
Каким же путем удастся осуществить подобное согласование и, следовательно, направляемое развитие, какие потребуется приложить усилия и какие следует принимать организационные решения — обо всем этом Вернадский никогда не говорил.
Эта осторожность качественно отличает учение Вернадского, как от • теорий советского марксизма, так и от концепции Тейяра де Шардена, представляющих крайние позиции.
Крайние, но, как это часто бывает, во многом совпадающие.
Маркс полагал, что эра реального гуманизма, когда свобода каждого будет определять свободу всех, наступит неизбежно.
В эту эпоху, которая настанет при коммунизме (после коммунизма — по исходному представлению Маркса), противоречия между людьми исчезнут, и останется только » противоречие между человеком и природой, которую он должен подчинить своим потребностям.
Тейяр де Шарден шел еще дальше: он считал, что неизбежно настанет эпоха, когда не только люди, различные нации сольются

[Back]