59 технических средств, находятся с ней в сложных противоречивых отношениях. Антропоэкосфера состоит из антропоэкосистем более низкого уровня, вплоть до элементарной, в качестве которой может выступать ограниченное пространство с находящейся в его пределах небольшой группы людей. Но наиболее частым объектом антропоэкологических исследований бывают территориальные комплексы различного масштаба. Экологическая культура является синтезирующим и активным продолжением общей культуры. Она включает в себя систему моральных ценностей, норм, социальных отношений и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой. Экологическая культура выступает как общественное явление. Вне общества она не возникает и не может существовать. Анализ диалектики культуры и экологии позволяет сделать вывод о том, что, с одной стороны, они выступают как противоположности, между которыми существует борьба, объективно приводящая к разрушению природы, охрана которой представляет собой главную задачу экологии, а с другой единство. Единство исследуемых противоположностей заключается в следующем. Во-первых, во взаимополагании экологии и культуры. Экология как наука является составной частью духовной культуры, а экологическая деятельность является разновидностью праксиологического компонента культуры, цель которого создание, сохранение, освоение и распространения общественных ценностей. Во-вторых, во взаимопроникновении рассматриваемых явлений. Экология оказывает влияние на культуру, иначе говоря, происходит процесс экологизации материальных и духовных ценностей. С другой стороны, она находится в зависимости от уровня развития культуры, ценности которой воздействуют на экологическую науку. Активность такого взаимопроникновения обусловлена необходимостью коэволюционного согласия между противоположностями, имеющими конечную единую цель |
34 положения общей теории систем, но в основе массового «системного движения» в современной науке лежат идеи Л.фон Берталанфи Подход к экологии человека как к науке, широко использующей системный подход, позволяет говорить о том, что она изучает антропоэкосистемы различного уровня от глобального до локального и даже микролокального. Глобальную антропоэкосистему в теоретическом плане можно рассматривать как антропоэкосферу, представляющую собой сложное многомерное пространство. Оно охватывает всю поверхность Земли и состоит из биосферы (в трактовке В.И. Вернадского) с включенными в нее всеми населяющими планету людьми (человеческим обществом), которые, используя природные ресурсы планеты с помощью технических средств, находятся с ней в сложных противоречивых отношениях. Антропоэкосфера состоит из антропоэкосистем более низкого уровня, вплоть до элементарной, в качестве которой может выступать ограниченное пространство с находящейся в его пределах небольшой группы людей. Но наиболее частым объектом антропоэкологических исследований бывают территориальные комплексы различного масштаба. Сложившиеся не в пользу природы взаимоотношения между обществом и природой в настоящее время являются предметом усиленного изучения такими науками, как биоэкология и геоэкология. В результате в настоящее время собран огромный материал о фактическом состоянии воды, почв, атмосферы, а также животного и растительного мира в связи с хозяйственной деятельностью общества. Эти данные лежат в основе оценок реальной опасности существованию жизни и здоровью людей. Проблемам взаимодействия общества и человека уделено достаточно большое внимание в трудах философов, социологов, историков и экономистов. Однако разноречивость подходов и толкований до сих пор продолжает присутствовать, главным образом, вследствие недостаточно |