61 природы, тем успешнее будет эта деятельность и для общества. Природа как условие жизни и развитие общества не остается неизменной величиной. По мере развития общества появляются все новые возможности использования природных сил и материалов, так что значение природы в жизни общества постоянно возрастает. Сложившиеся взаимоотношения между обществом и природой в настоящее время являются предметом усиленного изучения такими науками, как биоэкология и геоэкология. В результате в настоящее время собран огромный материал о фактическом состоянии воды, почв, атмосферы, а также животного и растительного мира в связи с хозяйственной деятельностью общества. Эти данные лежат в основе оценок реальной опасности существованию жизни и здоровью людей. Проблемам взаимодействия общества и человека уделено достаточно большое внимание в трудах философов, социологов, историков и экономистов. Однако разноречивость подходов и толкований до сих пор продолжает присутствовать, главным образом, вследствие недостаточно выясненных представлений о природе самого человека. В XX веке произошло бурное развитие ряда направлений наук, которые оказались непосредственно или косвенно связаны с раскрытием феномена человека во всей его многосложности. Кроме известных 500 естественных и 300 гуманитарных наук к проблемам человека вплотную приблизились техника и технология (особенно в области информатики). А также такие новые науки, как биофизика, нейрофизиология, магнитобиология, биометеорология, биоритмология, психофизиология, физика элементарных частиц, биокосмология, которые вторглись в область сведений о человеке, поступивших ранее из так называемых псевдонаук типа парапсихологии, астрологии и оккультных учений. Комплексное междисциплинарное знание о человеке как подсистеме в системе человекприрода общество продиктовано временем. |
34 положения общей теории систем, но в основе массового «системного движения» в современной науке лежат идеи Л.фон Берталанфи Подход к экологии человека как к науке, широко использующей системный подход, позволяет говорить о том, что она изучает антропоэкосистемы различного уровня от глобального до локального и даже микролокального. Глобальную антропоэкосистему в теоретическом плане можно рассматривать как антропоэкосферу, представляющую собой сложное многомерное пространство. Оно охватывает всю поверхность Земли и состоит из биосферы (в трактовке В.И. Вернадского) с включенными в нее всеми населяющими планету людьми (человеческим обществом), которые, используя природные ресурсы планеты с помощью технических средств, находятся с ней в сложных противоречивых отношениях. Антропоэкосфера состоит из антропоэкосистем более низкого уровня, вплоть до элементарной, в качестве которой может выступать ограниченное пространство с находящейся в его пределах небольшой группы людей. Но наиболее частым объектом антропоэкологических исследований бывают территориальные комплексы различного масштаба. Сложившиеся не в пользу природы взаимоотношения между обществом и природой в настоящее время являются предметом усиленного изучения такими науками, как биоэкология и геоэкология. В результате в настоящее время собран огромный материал о фактическом состоянии воды, почв, атмосферы, а также животного и растительного мира в связи с хозяйственной деятельностью общества. Эти данные лежат в основе оценок реальной опасности существованию жизни и здоровью людей. Проблемам взаимодействия общества и человека уделено достаточно большое внимание в трудах философов, социологов, историков и экономистов. Однако разноречивость подходов и толкований до сих пор продолжает присутствовать, главным образом, вследствие недостаточно 43 ноосферическую систему. Такое осознание может служить оправданием существования человека и надежным основанием для его самоорганизации в универсальной эволюции до уровня космического разума. Условием же 1 успешной самоорганизации Личности в плодотворной ориентации является равноправное целостное восприятие человеком всех существующих типов информации и применение ее в своей предметной деятельности на основе нравственньгх высши,\ приоритетов и истинньпх духовных ценностей. В XX веке произошло бурное развитие ряда направлений наук, которые оказались непосредственно или косвенно связаны с раскрытием феномена Человека во всей его многосложности. Кроме известных 500 естественных и 300 гуманитарных наук к проблемам человека вплотную приблизились техника и технология, особенно в области информатики, а также такие новые науки, как биофизика, нейрофизиология, магнитобиология, биометеорология, биоритмология, психофизиология, физика элементарных частиц, биокосмология. Комплексное междисциплинарное знание о человеке как подсистеме в системе человек—природа—общество есть веление времени. Наряду с овладением современными знаниями о самом себе человеку необходимо сделать главное — определить свое отношение к богатейшему духовному опыту, накопленному человечеством за всю свою историю, * необходимо сделать выбор, занять личную позицию. Но этот выбор не может осуществиться без попыток ответить на основные вопросы бытия человека: кто я такой в этом мире? Каковы мои возможности в нем? Каковы назначение моей жизни на Земле и смысл моей деятельности? И ни на один из этих вопросов, которые в свое время сформулировал для себя в несколько иной форме И. Кант, человек не может ответить, рассматривая себя изолированно, отдельно от всего рода человеческого и всей его социоестественной истории в коэволюции с природой. Глобальные последствия человеческой деятельности, приобретающие в последние годы необратимый, угрожающий жизнедеятельности биосферы |