Проверяемый текст
Колосова, Ольга Юрьевна. Экологический императив в культуре информационного общества (Диссертация 2003)
[стр. 62]

62 Человек одновременно является частью природы и частью общества.
Природа также испытывает воздействие от каждого человека в отдельности и от общества в целом.

Воздействие общества в целом на природу (антропогенное воздействие) в неизмеримо большее число раз сильнее, чем воздействие одного человека на природу.
И, соответственно, то же происходит и в обратном порядке.
Природа на каждого отдельного человека влияет менее заметно, чем на общество в целом.
В этом состоит один из парадоксов и причин экологического кризиса недостаточная обратная связь на человека результатов воздействия общества на природу.

Глобальные экологические кризисы современности являются отражением сущностных свойств системы человек природа
общество.
Но современная ситуация в мире характеризуется не только экологическими кризисами, но и социальными кризисами экономики,
политики, культуры и нравственности, которые также становятся глобальными.
Современный человек, находясь в поисках решения глобальных проблем, должен знать и понимать, что только техногенными путями (очистка, безотходные технологии и т.п.) не удастся выбраться из глобальных кризисов.
«Необходима глубокая моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры.
И другого пути у нас нет», пишет Н.Н.

Моисеев.1 В истории человечества известны три различных способа решения нравственных проблем человека и общества.
Во-первых, усовершенствовать человека посредством изменения общественного устройства, во-вторых, вмешательством в биофизиологическую подоснову психики, в-третьих путем духовно-нравственного преобразования мотивов его поведения.
Достижения XX века в области физики, биологии, генетики, психофизиологии, космологии, информатики, социологии, а также жестокие уроки суровой практики общепланетарного развития дают основания для качественно нового целостного подхода к природе человека и определения
1 Моисеев Н.
Н.
Коэволюция природы и общества.
Пут ноосферогенеза // Международный независимый эколого-политологический университет.
М.,
2001.
С.
11.
[стр. 35]

35 выясненных представлений о природе самого человека: по мере накопления знаний о человеке он представлялся все более сложным и загадочным.
С позиций экологической проблематики в каждой из связок триады ” человек-природа-общество решается свой блок задач.
В связке обществоприрода это определение экологического состояния окружающей среды по отношению к норме.
В связке человек—природа — определение экологического состояния человека в его становлении как личности.
В связке человек—общество — определение мер техногенного и социального плана по приведению к норме экологического состояния природы и общества.
Какая из этих трех связок является наиболее важной, основной, от которой зависит нормализация ситуации в целой системе? Конечно, первостепенное » внимание следует уделить связкам человек—природа и человек—общество.
Тогда получат более прочное обоснование направления совершенствования взаимоотношений в связке общество—природа.
Действительно, каждый человек находится в этой системе.
Человек одновременно является частью природы и частью общества.
Природа также испытывает воздействие от каждого человека в отдельности и от общества в целом.

Равноценны ли эти воздействия? Отнюдь нет.
Воздействие общества в целом на природу (антропогенное воздействие) в неизмеримо большее число раз сильнее, чем * воздействие одного человека на природу.
И, соответственно, то же происходит и в обратном порядке.
Природа на каждого отдельного человека влияет менее заметно, чем на общество в целом.
В этом состоит один из парадоксов и причин экологического кризиса — недостаточная обратная связь на человека результатов воздействия общества на природу.

Таким образом, глобальные экологические кризисы современности являются отражением сущностных свойств системы человек—природа— # общество.
Но современная ситуация в мире характеризуется не только экологическими кризисами, но и социальными кризисами экономики.


[стр.,36]

36 политики, культуры и нравственности, которые также становятся глобальными.
Как могло случиться, что «человек, одержавший полную победу над • природой, превратился в узника собственных творений, да еше с угрозой уничтожения самого себя»?1 Ответ на этот вопрос требует рассмотрения двух аспектов глобальных проблем: техногенного и нравственного.
Техногенный аспект — следствие только потребительского отношения человека к природе на протяжении практически всей его истории, прошедшей под знаменем, на котором было начертано: «Разум — мерило всего», «Человек — царь природы» и знаменитое изречение «Нам нечего ждать милости от природы; взять их у нее — наша задача!» — во имя научно-технического прогресса.
Нравственный аспект — следствие глубокого духовного кризиса, захватившего саму сущность человека, который потерял сначала веру в Бога, а затем, постепенно, и веру в себя и в прогресс как в непрерывное совершенствование мира и человека, и надежду на свое светлое будущее; человека, блуждающего в сумерках крушения всех прежних кумиров и отсутствия новых.
Так что современный человек, находясь в поисках решения глобальных проблем, должен знать и понимать, что только техногенными путями (очистка, безотходные технологии и т.п.) не удастся выбраться из глобальных кризисов.
«Необходима глубокая моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры.
И другого пути у нас нет», пишет Н.Н.

Моисеев.2 В истории человечества известны три различных способа решения нравственных проблем Человека и Общества.
Одни предлагали > усовершенствовать человека посредством изменения общественного 1 Фромм Э.
Иметь или быть.
-М.
1990 С 11 " Моисеев Н.Н.
Можно ли сегодня говорить о контурах будущего? // Международный независимый экологополитологический университет.
М..

2000.


[стр.,38]

38 По поводу того, что человек является определенным биологическим видом, после открытий Ч.
Дарвина спорить стало достаточно трудно.
То, что человек к тому же — существо социальное, убедительно доказали К.
Маркс и ♦ Э.
Дюркгейм.1 Религия и искусство на протяжении всей их истории были проникнуты глубочайшим убеждением в том, что Человек еще и существо одухотворенное, обладающее сокровенным внутренним миром, недоступным земному знанию и связанным с высшей духовной инстанцией.
Такое представление о человеке как единстве тела, души и духа (т.е.
биологического, социального и духовного), которое сложилось еще в Древней Греции, является достаточно общепринятым и сейчас, за исключением подходов, близких к ортодоксальному материализму.
Однако до сих пор имеются существенные затруднения в понимании природы таких сфер человека, с как душа и дух, а также обоснованности самого их разделения и природы их взаимодействия.
Это остается и по сей день «тайной за семью печатями», хотя достижения XX века в области физики, биологии, генетики, психофизиологии, космологии, информатики, социологии, а также жестокие уроки суровой практики общепланетарного развития дают основания для качественно нового целостного подхода к природе человека и определения роли человеческой Личности.
Именно через > нее интегративно раскрывается доступная нашему пониманию объективная сущность взаимосвязей в системе человек—природа—общество.
Завершающее современную историю столетие убедительно доказало правоту тех мыслителей, которые высказывали опасения, что гигантское наращивание дискурсивно-логического знания и могущества над природой еще не означает условия благоденствия человечества.
Уровень духовной зрелости масс и их лидеров должен быть достаточным, чтобы предотвратить ,• гибельное для самого человечества безответственное использование этого Durkliteim Е.
La Sociologie // La Science Fracaisc.
Paris, 1915..
Маркс К.
и Энгельс Ф.
Сочинения.
М., 1978.

[Back]