Проверяемый текст
Колосова, Ольга Юрьевна. Экологический императив в культуре информационного общества (Диссертация 2003)
[стр. 72]

72 которой являются всеобщие законы образования и изменения идей, их влияния на жизнь отдельных социальных групп, классов, сословий1.
С момента своего возникновения понятие «идеология» приобрело десятки значений, стало употребляться для характеристики различных, порой взаимоисключающих друг друга явлений.
Главным основанием, по которому делятся многочисленные определения феномена «идеология», является ее взаимоотношение с понятием науки.
В истории философии существует два основных подхода к рассмотрению феномена идеологии: гносеологический и онтологический2.
Необходимо отметить, что экология приобрела черты идеологии, не утратив при этом своей научной объективности.
Здесь возникла общность целей, когда обыденное и
теоретическое сознание взаимодействуют в решении насущных экологических проблем.
На уровне массового сознания решается вопрос повернет ли все человечество к новому идеалу или останется в плену традиционных представлений.
В массовом сознании эмпирический опыт обобщается с позиции каждодневных потребностей.
Помимо рациональных и иррациональных факторов массовое сознание включает эмоции и является отпечатком индивидуального и группового опыта.
Массовое сознание изменяется в сторону экологизации под воздействием
специализированных уровней (науки и идеологии).
О том, что пришло время переориентировать систему представлений, отказаться от прежней преимущественно
позитивистской картины мира, говорят не только экологи различной ориентации.
Без изменения сознания человека все планы спасения окружающей человека среды останутся не
только благими пожеланиями, но окажутся невозможными.
Если смотреть на ситуацию спокойно, без пессимизма, то углубляющееся разрушение биосферы можно расценить не как неизбежную гибель
человечества, а как очередную критическую стадию эволюции сознания людей.
Именно 1 См.: Словарь философских терминов / Под ред.
В.Г.
Кузнецова.
М., 2004.
С.
184.
2 См.: Там же.
С.
185.
[стр. 110]

но множеством специальных исследований.
Примеров из научной литературы, а также из сообщений средств массовой коммуникации можно привести множество.
И не только примеров влияния химического загрязнения.
Есть * еще загрязнение под действием факторов физической природы (шум, излучения различного рода), биологических загрязнителей (отходы биохимической промышленности) и др.
Увеличение генетического груза одно из самых опасных следствий, вызванное загрязнением окружающей среды.
Чаще всего ксенобиотики являются причиной увеличения частоты врожденных пороков сердца, патологий физического и умственного развития, частоты бесплодных браков, спонтанных абортов, роста детской смертности, а также генетически детерминированной предрасположенности к ряду тяжелых заболеваний, отрицательно сказывающихся на жизнеспособности и воспроизводительной функции человека.
Многие исследователи видят причину обострения экологических проблем не столько в социальной системе, сколько в кризисе внутри сознания, традиционных ценностей Если в предыдущие века роль формирования сознания выполняла традиционная культура и культурная среда, то в наше время изменения в обществе и среде обитания человека происходят настолько быстро, что никакие традиции не успевают за ними, поэтому возникла необходимость целенаправленного формирования экологического сознания.
Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от наивного антропоцентризма и переход к системе биоцентристских взглядов.
О том, что пришло время переориентировать систему представлений, отказаться от прежней преимущественно
позивистской картины мира, говорят не только экологи различной ориентации.
Без изменения сознания человека все планы спасения окружающей человека среды останутся не
<-• только благими пожеланиями, но окажутся невозможными.
Если смотреть на ситуацию спокойно, без пессимизма, то углубляющееся разрушение биосферы можно расценить не как неизбежную гибель


[стр.,118]

118 ежечасно, на уровне обыденного сознания.
Уместно здесь повторить: экология приобрела черты идеологии, не утратив при этом своей научной объективности.
Здесь возникла общность целей, когда обыденное и
1 теоретическое сознание взаимодействуют в решении насущных экологических проблем.
На уровне массового сознания решается вопрос повернет ли все человечество к новому идеалу или останется в плену традиционных представлений.
В массовом сознании эмпирический опыт обобщается с позиции каждодневных потребностей.
Помимо рациональных и иррациональных факторов массовое сознание включает эмоции и является отпечатком индивидуального и группового опыта.
Массовое сознание изменяется в сторону экологизации под воздействием
специализированнььх уровней (науки и идеологии).
Экологическое сознание большинства людей складывается стихийно.
Для преодоления этой стихийности необходимо привлечение научных, идеологически интерпретированных знаний.
Также необходимо помнить о том, что формирование экологического сознания, как правило, является процессом переориентации.
Формирование активной позиции означает не просто бережное отношение человека к природе, но и сознательную экологическую деятельность.
Чтобы экологические убеждения стали реальными двигателями поведения людей, они люди должны • достигнуть определенного уровня зрелости и целеустремленности.
Без этого они неустойчивы и нуждаются в систематическом «подкреплении».
Феномен экологизации сознания отвечает общей тенденции возрастания роли субъективного фактора в историческом процессе.
Сознание, правильно отразив действительность, само становится определяющим по отношению к ней, направляя хозяйственную деятельность на экологическое направление.
Собственно, экологическое сознание в той (• мере, в какой оно правильно отразило современную экологическую ситуацию, должно сыграть определяющую роль в ее преодолении

[Back]