Проверяемый текст
Колосова, Ольга Юрьевна. Экологический императив в культуре информационного общества (Диссертация 2003)
[стр. 75]

75 человеческого рода, поэтому так стремительно входит экология во все уровни и сферы сознания.
А.Н.
Кочергин настаивает на термине «экологизированное сознание», а не экологическое как отдельная форма общественного
сознани1.
Он справедливо мотивирует это тем, что все сферы общественного бытия затронуты экологическими противоречиями.
Целый ряд научных направлений занялись каждое своим разделом экологической проблематики, и в этом выразился комплексный характер экологической тематики, ее соотнесение со всеми гранями общественного бытия.
Сторонники «экологического сознания» соотносят его с теоретическим знанием, считает Кочергин.
Но этим они обедняют содержание и функции экологического сознания.
Такая постановка вопроса ставит под сомнение его выделение как отельной формы общественного сознания.
Словосочетание «экологизированное сознание» плохо прижилось на страницах научных работ.
Гораздо чаще можно встретить «экологическое сознание».
Кстати, к нему обращаются и противники, и сторонники подхода к экологическому сознанию как к самостоятельной форме сознания.
Каждый говорит об экологическом сознании, вкладывая в термин свое собственное понимание.

Экологическое сознание представляет собой сложное соотношение индивидуального, общественного, общечеловеческого.

Говоря об экологическом сознании как состоянии общественного сознания, нельзя
обойти вниманием сравнительно новое понятие, которое недавно стало встречаться в отечественных публикациях.
Это термин «общечеловеческое сознание».
Б.А.
Грушин, выделив «общечеловеческое сознание», пишет, что в нем отчетливо обнаруживаются общечеловеческие истины и ценности,
1 См.: Кочергин А.Н.
и др.
Экологическое знание и сознание.
Особенности формирования.
Новосибирск, 1987.С.
88.
[стр. 112]

112 здравого смысла, можно увидеть, что форма сознания это то, без чего сознание в целом может существовать.
Но нельзя сказать то же самое об экологическом подходе.
Он является жизненно необходимым условием.
Не * станет его не будет в перспективе возможностей для существования и развития человека и его сознания.
Речь идет о гибели или спасении человеческого рода, поэтому так стремительно входит экология во все уровни и сферы сознания.
А Н.
Кочергин настаивает на термине «экологизированное сознание», а не экологическое как отдельная форма общественного
сознания ’.
Он справедливо мотивирует это тем, что все сферы общественного бытия * затронуты экологическими противоречиями.
Целый ряд научных направлений занялись каждое своим разделом экологической проблематики, и в этом выразился комплексный характер экологической тематики, ее соотнесение со всеми гранями общественного бытия.
Сторонники «экологического сознания» соотносят его с теоретическим знанием, считает Кочергин.
Но этим они обедняют содержание и функции экологического сознания.
Такая постановка вопроса ставит под сомнение его выделение как отельной формы общественного сознания.
Словосочетание «экологизированное сознание» плохо прижилось на страницах научных работ.
Гораздо чаще можно встретить «экологическое сознание».
Кстати, к нему обращаются и противники, и сторонники подхода к экологическому сознанию как к самостоятельной форме сознания.
Каждый говорит об экологическом сознании, вкладывая в термин свое собственное понимание.

Вполне допустимо говорить об экологическом сознании, подразумевая под ним все общественное сознание, переориентированное на новый подход к окружающему миру и месту человека в нем.
Говоря об экологическом сознании как состоянии общественного сознания, нельзя
1 Кочергин АН.
и др.
Экологическое знание и сознание.
Особенности формирования.
Новосибирск.
1987 С 88.


[стр.,113]

113 обойти вниманием сравнительно новое понятие, которое недавно стало встречаться в отечественных публикациях.
Это термин «общечеловеческое сознание».
Б.А.
Грушин, выделив «общечеловеческое сознание», пишет, что в нем отчетливо обнаруживаются общечеловеческие истины и ценности,
фиксирующие отношения людей к различным сторонам их бытия, максимы морали, конкретизирующиеся в общепринятых моделях поведения1.
При новом подходе, когда классовые, национальные, другие различия становятся второстепенными, а главное внимание обращено на общечеловеческие ценности, правомерно назвать экологическое сознание и состоянием общечеловеческого сознания.
* Глобальные проблемы требуют адекватного отражения и осмысления.
Конечно, нельзя пока считать процесс завершившимся, но все возрастающая активность экологического движения свидетельствует о том, что у человечества происходит переход к этому активному состоянию духа, к планетарному мышлению.
Путь в ноосферу лежит именно через изменение духовной сферы, через трансформацию интеллекта.
При рассмотрении сложившейся ситуации в отношениях «человекприрода» необходимо иметь представление не только о природных факторах, тщательным анализом которььх часто и ограничиваются экологи«естественники», но и основных характеристиках другой стороны, человека.
«Дальнейший прогресс общества все больше будет зависеть от нового уровня знаний и новых способов их применения.
В целом исследование человеком окружающего мира и способы контроля над ним далеко опередили исследования и контроль за его собственной внутренней природой.
Понимание человеком своей собственной природы и своего места в природе в новом контексте неизмеримо возросшего его могущества > становится необходимым условием как правильного определения путей дальнейшей оптимизации биосферы, так и регулирования онтогенетического Грушин Б.
А.Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования.
М., 1987.
С.
15.


[стр.,115]

115 сознания во многих странах.
Но проблемы эти не только отражаются в массовом сознании.
В свою очередь, массовое сознание становится все более ощутимым фактором, оказывающим активное воздействие на выход из создавшихся тупиков.
Экологическое сознание представляет собой сложное соотношение индивидуального, общественного, общечеловеческого.

Социальная неоднородность человечества не исключает общности целей и интересов, так как перед человечеством стоит цель выжить в качестве биологического вида.
«На уровне обыденного сознания сама мысль о том, что деятельность человека по масштабам приближается к геологическим факторам, формирующим облик планеты, прежде импонировала, а не внушала страх.
Под воздействием экологической литературы теперь подобная перспектива воспринимается как кошмар», заметил АН.
Кочергин.5 В литературе отмечается, что экологическое сознание состоит из обыденного и теоретического в зависимости от глубины, полноты и степени истинности познания системы «общество-природа».
Для конкретизации сущностных черт экологического сознания необходимо вновь отметить два уровня: массовый и специализированный.
Область экологического специализированного, научного знания не включает в себя еще и практические обобщения.
Область массового экологического знания эмпирический опыт.
А Н.
Кочергин отмечает особую роль науки в процессе экологизации сознания.
«Человек отчужден от природы в индустриальном обществе.
В эпоху НТР именно наука, средства массовой информации становятся факторами регуляции взаимодействия человека с природой».2 Безусловно, наука выполняет идеологическую функцию.
Если обыденное сознание индивида прежде строилось на непосредственном личном опыте или опыте малых социальных групп, то в эпоху развития капитализма 1 Кочергин А Н.
и др.
Экологическое знание и сознание.
Особенности формирования.
Новосибирск, 1987.
С.
88
2Кочергин А.Н.
и др.
Экологическое знание и сознание.
Особенности формирования.
Новосибирск.
1987.

[Back]