Проверяемый текст
Колосова, Ольга Юрьевна. Экологический императив в культуре информационного общества (Диссертация 2003)
[стр. 76]

76 фиксирующие отношения людей к различным сторонам их бытия, максимы морали, конкретизирующиеся в общепринятых моделях поведения1.
При новом подходе, когда классовые, национальные, другие различия становятся второстепенными, а главное внимание обращено на общечеловеческие ценности, правомерно назвать экологическое сознание и состоянием общечеловеческого сознания.

В литературе отмечается, что экологическое сознание состоит из обыденного и теоретического в зависимости от глубины, полноты и степени истинности познания системы «общество-природа».

Становление экологического сознания представляет собой своеобразный итог эволюции общественного сознания, обусловленного как экстремальными реалиями современности, так и логикой его саморазвития.

Экоцентрическое экологическое сознание это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которой характерно наделение природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил.
«На уровне обыденного сознания сама мысль о том, что деятельность человека по масштабам приближается к геологическим факторам, формирующим облик планеты, прежде импонировала, а не внушала страх.
Под воздействием экологической литературы теперь подобная перспектива воспринимается как кошмар», заметил А.Н.

Кочергин.2 Для конкретизации сущностных черт экологического сознания необходимо вновь отметить два уровня: массовый и специализированный.
См.: Грушин Б.А.Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования.
М., 1987,С.
15.

2 Кочергин А.Н.
и др.
Экологическое знание и сознание.
Особенности формирования.
Новосибирск, 1987.

С.
88.
[стр. 12]

12 3.
Реализация требований экологического императива определяется уровнями понимания экологической проблемы, от которых зависит отношение к разработке и объективации результатов экологических • исследований.
При глобальном характере большинства проблем экологии и разделенности человечества на культуры и субкультуры необходима всесторонняя просветительская работа по анализу и обобщению способов понимания социально-экологической ситуации.
Понимание социоприродной ситуации существенно зависит от ценностей мировоззрения, уровня образованности человека, традиционной культуры, доступности, гласности экологической информации.
4.
Становление экологического сознания представляет собой своеобразный итог эволюции общественного сознания, обусловленного как экстремальными реалиями современности, так и логикой его саморазвития.

Экологическое сознание это отражение в общественном сознании предпосылок и условий гармоничного взаимодействия человека с природной средой, предполагающего знание закономерностей природы.
5.
Формированию единого культурного пространства с универсальными нормами поведения, пониманию приоритетности экогуманистических ценностей способствуют новые информационные и коммуникационные * технологии В настоящее время очевидно, что все более совершенные электронные технологии в сочетании с Интернетом и технологиями следующего поколения информационных сетей определят будущее социальных коммуникаций.
Все это открывает новые просторы для традиционных средств массовой информации, позволяет использовать их для формирования ценностных установок, основанных на принципах экологического императива.
> 6.
Только в соединении с экологизацией сознания информатизация современного социокультурного пространства поможет предотвратить экологическую катастрофу.
Но при этом нет гарантий, что

[стр.,113]

113 обойти вниманием сравнительно новое понятие, которое недавно стало встречаться в отечественных публикациях.
Это термин «общечеловеческое сознание».
Б.А.
Грушин, выделив «общечеловеческое сознание», пишет, что в нем отчетливо обнаруживаются общечеловеческие истины и ценности, фиксирующие отношения людей к различным сторонам их бытия, максимы морали, конкретизирующиеся в общепринятых моделях поведения1.
При новом подходе, когда классовые, национальные, другие различия становятся второстепенными, а главное внимание обращено на общечеловеческие ценности, правомерно назвать экологическое сознание и состоянием общечеловеческого сознания.
*
Глобальные проблемы требуют адекватного отражения и осмысления.
Конечно, нельзя пока считать процесс завершившимся, но все возрастающая активность экологического движения свидетельствует о том, что у человечества происходит переход к этому активному состоянию духа, к планетарному мышлению.
Путь в ноосферу лежит именно через изменение духовной сферы, через трансформацию интеллекта.
При рассмотрении сложившейся ситуации в отношениях «человекприрода» необходимо иметь представление не только о природных факторах, тщательным анализом которььх часто и ограничиваются экологи«естественники», но и основных характеристиках другой стороны, человека.
«Дальнейший прогресс общества все больше будет зависеть от нового уровня знаний и новых способов их применения.
В целом исследование человеком окружающего мира и способы контроля над ним далеко опередили исследования и контроль за его собственной внутренней природой.
Понимание человеком своей собственной природы и своего места в природе в новом контексте неизмеримо возросшего его могущества > становится необходимым условием как правильного определения путей дальнейшей оптимизации биосферы, так и регулирования онтогенетического Грушин Б.
А.Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования.
М., 1987.
С.
15.


[стр.,115]

115 сознания во многих странах.
Но проблемы эти не только отражаются в массовом сознании.
В свою очередь, массовое сознание становится все более ощутимым фактором, оказывающим активное воздействие на выход из создавшихся тупиков.
Экологическое сознание представляет собой сложное соотношение индивидуального, общественного, общечеловеческого.
Социальная неоднородность человечества не исключает общности целей и интересов, так как перед человечеством стоит цель выжить в качестве биологического вида.
«На уровне обыденного сознания сама мысль о том, что деятельность человека по масштабам приближается к геологическим факторам, формирующим облик планеты, прежде импонировала, а не внушала страх.
Под воздействием экологической литературы теперь подобная перспектива воспринимается как кошмар», заметил АН.

Кочергин.5 В литературе отмечается, что экологическое сознание состоит из обыденного и теоретического в зависимости от глубины, полноты и степени истинности познания системы «общество-природа».
Для конкретизации сущностных черт экологического сознания необходимо вновь отметить два уровня: массовый и специализированный.

Область экологического специализированного, научного знания не включает в себя еще и практические обобщения.
Область массового экологического знания эмпирический опыт.
А Н.
Кочергин отмечает особую роль науки в процессе экологизации сознания.
«Человек отчужден от природы в индустриальном обществе.
В эпоху НТР именно наука, средства массовой информации становятся факторами регуляции взаимодействия человека с природой».2 Безусловно, наука выполняет идеологическую функцию.
Если обыденное сознание индивида прежде строилось на непосредственном личном опыте или опыте малых социальных групп, то в эпоху развития капитализма 1 Кочергин А Н.
и др.
Экологическое знание и сознание.
Особенности формирования.
Новосибирск, 1987.
С.
88 2Кочергин А.Н.
и др.
Экологическое знание и сознание.
Особенности формирования.
Новосибирск.
1987.

[Back]