Проверяемый текст
Колосова, Ольга Юрьевна. Экологический императив в культуре информационного общества (Диссертация 2003)
[стр. 77]

77 Область экологического специализированного, научного знания не включает в себя еще и практические обобщения.
Область массового экологического знания эмпирический опыт.
Экологическое сознание большинства людей складывается стихийно.
Для преодоления этой стихийности необходимо привлечение научных, идеологически интерпретированных знаний.
Также необходимо помнить о том, что формирование экологического сознания, как правило, является процессом переориентации.
Формирование активной позиции означает не просто бережное отношение человека к природе, но и сознательную экологическую деятельность.
Чтобы экологические убеждения стали реальными двигателями поведения людей, они люди должны
достигнуть определенного уровня зрелости и целеустремленности.
Без этого они неустойчивы и нуждаются в систематическом «подкреплении»
с помощью экологической идеологии.
Общественное сознание, пропитываясь новыми идеями, становится все более экологизированным.
Нет, наверное, такой сферы человеческой деятельности, которая не измерялась бы теперь биосферными критериями.
Такое состояние общественного сознания, выработавшего идеал равновесия человеческого общества с природой, позволяет запустить механизм регулирования деятельности человека по новым стандартам.
Некоторые авторы отмечают в числе функций экологического сознания регулирующую, контролирующую, прогнозирующую.
Экологическое сознание только в том случае окажет заметное действие на поведение человека, если охватит и мыслительную и эмоциональную сферы
его психики.
Модель развития нового экологического сознания по четырем направлениям научному, экономическому, культурному, политическому
позволяет вести экологическое воспитание, опираясь на реально существующие у людей приоритеты и ценности.
Эколого-нравственные отношения, конечно, не могут быть сведены к теоретическим установкам, а должны жить реальной жизнью в виде
[стр. 118]

118 ежечасно, на уровне обыденного сознания.
Уместно здесь повторить: экология приобрела черты идеологии, не утратив при этом своей научной объективности.
Здесь возникла общность целей, когда обыденное и 1 теоретическое сознание взаимодействуют в решении насущных экологических проблем.
На уровне массового сознания решается вопрос повернет ли все человечество к новому идеалу или останется в плену традиционных представлений.
В массовом сознании эмпирический опыт обобщается с позиции каждодневных потребностей.
Помимо рациональных и иррациональных факторов массовое сознание включает эмоции и является отпечатком индивидуального и группового опыта.
Массовое сознание изменяется в сторону экологизации под воздействием специализированнььх уровней (науки и идеологии).
Экологическое сознание большинства людей складывается стихийно.
Для преодоления этой стихийности необходимо привлечение научных, идеологически интерпретированных знаний.
Также необходимо помнить о том, что формирование экологического сознания, как правило, является процессом переориентации.
Формирование активной позиции означает не просто бережное отношение человека к природе, но и сознательную экологическую деятельность.
Чтобы экологические убеждения стали реальными двигателями поведения людей, они люди должны
достигнуть определенного уровня зрелости и целеустремленности.
Без этого они неустойчивы и нуждаются в систематическом «подкреплении».

Феномен экологизации сознания отвечает общей тенденции возрастания роли субъективного фактора в историческом процессе.
Сознание, правильно отразив действительность, само становится определяющим по отношению к ней, направляя хозяйственную деятельность на экологическое направление.
Собственно, экологическое сознание в той (• мере, в какой оно правильно отразило современную экологическую ситуацию, должно сыграть определяющую роль в ее преодолении

[стр.,119]

1 19 Рассмотрим понятия «экологическое сознание» и «экологическая культура».
Главное в содержании первого понятия это усвоение соответствующих знаний, информированность об экологической обстановке.
* Второе понятие высвечивает внутренний мир человека через его поступки, поведение, показывает реальный уровень экологизации сознания.
«Экологическое сознание не просто осознание отношений общества и природы.
Последнее существовало практически всегда, находя отражение в культуре эпохи.
Экологическое сознание общества складывается под влиянием экологическим кризисов и выражается в настроениях неблагополучия в обществе, попытках переосмыслить принципы Ь цивилизации или общественного устройства, чтобы жить больше «по природе», пишет В.А.
Ромашов.1 Экологическая тематика, входя во все сферы и уровни общественного сознания, свидетельствует о формировании экологического сознания и о начавшемся осознании человечеством своего положения в мире.
В этом процессе происходит ценностная переориентация с точки зрения гармоничных отношений с природой.
Общественное сознание, пропитываясь новыми идеями, становится все более экологизированным.
Нет, наверное, такой сферы человеческой деятельности, которая не измерялась бы теперь биосферными критериями.
Такое состояние * общественного сознания, выработавшего идеал равновесия человеческого общества с природой, позволяет запустить механизм регулирования деятельности человека по новым стандартам.
Некоторые авторы отмечают в числе функций экологического сознания регулирующую, контролирующую, прогнозирующую.
Экологическое сознание только в том случае окажет заметное действие на поведение человека, если охватит и мыслительную и эмоциональную сферы
(• его психики.
Модель развития нового экологического сознания по четырем направлениям научному, экономическому, культурному, политическому
Ромашов В.А.
Становление нового экологического сознания: философский анализ.
М.; 1989.
С.
12.


[стр.,120]

120 позволяет вести экологическое воспитание, опираясь на реально существующие у людей приоритеты и ценности.
Эколого-нравственные отношения, конечно, не могут быть сведены к теоретическим установкам, а должны жить реальной жизнью в виде
моральных принципов и норм, которые разрабатываются и закрепляются практически в природоохранной деятельности.
Ю.П.
Ожегов и Е В.
Никонорова в своей книге о проблемах формирования экологического подхода у молодежи говорят об основных ориентациях экологического сознания.
«Эти ориентации связаны с мнениями и оценочными суждениями относительно истоков наших экологических бед и выражают предрасположенность, избирательное отношение к тем или иным идеям, содержащим «рецепты» врачевания среды обитания человека».1 Можно различать «практическое» экологическое сознание и экологическое мировоззрение.
На первом этапе природоохранная деятельность смыкается с существующей системой ценностей.
Экологическое мировоззрение предполагает изменение существующих мотивов деятельности, глубинное понимание себя, своего места в мире и связи с ним.2 «Раскрывая содержание понятия «экологическое сознание», важно отметить, что это сознательное и неосознанное, организованное и стихийное изменение привычного стиля мышления, знаний, традиционных взглядов, идей, целей, норм, оценок», утверждает Т.С.
Смирнов/ Стержнем сегодняшних духовных трансформаций нового экологического сознания являются вопросы соотношения естественного и искусственного в природе человека, научной истины и добра.
Таким образом, формирование экологического сознания выступает как важная закономерность, главное условие и предпосылка современного этапа общественного развития.
' Ожегов Ю.П..
Никонорова Е В Экологический импульс.
М..
1990.
С 163.
2 Ромашов В.
А.
Становление нового экологического сознания: философский анализ.
М..
1989.
3 Смирнов Т.С.
Экологизация сознания и ее роль в оптимизации взаимодействия общества и природы //Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы.
Иваново, 1984.
С.
74.

[Back]