Проверяемый текст
Колосова, Ольга Юрьевна. Экологический императив в культуре информационного общества (Диссертация 2003)
[стр. 78]

78 моральных принципов и норм, которые разрабатываются и закрепляются практически в природоохранной деятельности.
Ю.П.
Ожегов и Е.В.
Никонорова в своей книге о проблемах формирования экологического подхода у молодежи говорят об основных ориентациях экологического сознания.
«Эти ориентации связаны с мнениями и оценочными суждениями относительно истоков наших экологических бед и выражают предрасположенность, избирательное отношение к тем или иным идеям, содержащим «рецепты» врачевания среды обитания человека».1
«Экологическое понимание, пишет Ф.Капра, есть осознание единства всей жизни, взаимозависимости всех её проявлений.
А человеческая духовность такой модус сознания, в котором мы чувствуем связь со всем космосом.
Следовательно, экологическое сознание духовно в глубине своей
сути».2 Стержнем сегодняшних духовных трансформаций нового экологического сознания являются вопросы соотношения естественного и искусственного в природе человека, научной истины и добра.
Мировоззрение, «ядро» личности содержит не только систему взглядов по отношению к окружающему миру, себе и другим людям, но и убеждения, цели, идеалы.
Это наиболее устойчивая часть ЭГО личности.
Перестройка сознания в сторону его экологизации является перестройкой именно мировоззренческих основ личности.
Утверждение экологического мировоззрения означает начало новой эры ноосферного существования человека.
Но на современном этапе путь этот проходит через преодоление обыденных установок, инерции устаревших представлений.

На идеологическом уровне общественного сознания происходит изменение привычного хода мышления, взглядов, целей, принципов, убеждений, происходящее сознательно и неосознанно, что способствует становлению экоцентрического экологического сознания.
Изменения эти происходят и в общественном, и в индивидуальном сознании, переменам 1 Ожегов Ю.П., Никонорова Е.В.
Экологический импульс.
М„ 1990.
С.
163.
2
Капра Ф.
Уроки мудрости.
М., 2006.
С.
100.
[стр. 117]

117 механистическую модель устройства мира, развивает диалектическое понимание природы, заставляет обращать внимание на спонтанные, нетипичные явления.
Истинность научных сведений по экологии и доводов * как бы гарантирует, что они будут восприняты сознанием.
Экологическая компетентность становится одной из сущностных характеристик человека, потому что ущерб природе наносится не только умышленно, но и по незнанию.
Информация по экологии сама по себе несет огромный воспитательный потенциал, заставляет остановиться и переосмыслить прежние установки.
Эффективность распространения экологической информации, мера ее усвоения зависят от характера коммуникатора, от качества и содержания самого сообщения, от канала передачи информации, от характеристик аудитории, от востребованности информации обществом.
Сами по себе экологические знания не ведут автоматически к становлению экологической культуры, хотя являются необходимой предпосылкой ее формирования.
Для перехода в это качественно иное состояние необходим импульс, работа души.
Иначе говоря, это означает синтез знаний и убеждений, когда научные знания становятся частью сознания, конкретизируются и воспроизводятся как собственные, переходят в мировоззрение.
Мировоззрение, «ядро» личности содержит не только систему взглядов по отношению к окружающему миру, себе и другим людям, но и убеждения, цели, идеалы.
Это наиболее устойчивая часть ЭГО личности.
Перестройка сознания в сторону его экологизации является перестройкой именно мировоззренческих основ личности.
Утверждение экологического мировоззрения означает начало новой эры ноосферного существования человека.
Но на современном этапе путь этот проходит через преодоление обыденных установок, инерции устаревших представлений.

Истинная, а не формальная экологизация сознания будет осуществлена, только когда экологический императив будет определять поведение человека повседневно,

[стр.,120]

120 позволяет вести экологическое воспитание, опираясь на реально существующие у людей приоритеты и ценности.
Эколого-нравственные отношения, конечно, не могут быть сведены к теоретическим установкам, а должны жить реальной жизнью в виде моральных принципов и норм, которые разрабатываются и закрепляются практически в природоохранной деятельности.
Ю.П.
Ожегов и Е В.
Никонорова в своей книге о проблемах формирования экологического подхода у молодежи говорят об основных ориентациях экологического сознания.
«Эти ориентации связаны с мнениями и оценочными суждениями относительно истоков наших экологических бед и выражают предрасположенность, избирательное отношение к тем или иным идеям, содержащим «рецепты» врачевания среды обитания человека».1
Можно различать «практическое» экологическое сознание и экологическое мировоззрение.
На первом этапе природоохранная деятельность смыкается с существующей системой ценностей.
Экологическое мировоззрение предполагает изменение существующих мотивов деятельности, глубинное понимание себя, своего места в мире и связи с ним.2 «Раскрывая содержание понятия «экологическое сознание», важно отметить, что это сознательное и неосознанное, организованное и стихийное изменение привычного стиля мышления, знаний, традиционных взглядов, идей, целей, норм, оценок», утверждает Т.С.
Смирнов/ Стержнем сегодняшних духовных трансформаций нового экологического сознания являются вопросы соотношения естественного и искусственного в природе человека, научной истины и добра.
Таким образом, формирование экологического сознания выступает как важная закономерность, главное условие и предпосылка современного этапа общественного развития.
' Ожегов Ю.П..
Никонорова Е В Экологический импульс.
М..
1990.
С 163.
2
Ромашов В.
А.
Становление нового экологического сознания: философский анализ.
М..
1989.
3 Смирнов Т.С.
Экологизация сознания и ее роль в оптимизации взаимодействия общества и природы //Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы.
Иваново, 1984.
С.
74.


[стр.,121]

121 «Экологическое понимание, пишет Ф.Капра, есть осознание единства всей жизни, взаимозависимости всех её проявлений.
А человеческая духовность такой модус сознания, в котором мы чувствуем связь со всем * космосом.
Следовательно, экологическое сознание духовно в глубине своей
сути».1 Соотношение экологического сознания и средств массовой коммуникации можно представить в виде взаимоотношения двух теоретических объектов.
Один из них собственно экологическое сознание, взятое в предположении о многослойности его внутренней структуры, порождаемой сложностью социальных и природных явлений, которые оно отражает.
Другой определяется на основе сообщений средств массовой коммуникации это искусственный или символический мир, с помощью которого внедряются в сознание аудитории представления, убеждения, знания, ценности и нормы, соотносимые с экологией современного человека.
Существует взаимосвязь и взаимообусловленность действительных состояний теоретических объектов массового экологического сознания, представляемого «миром мнений» по поводу экологических проблем человека, и «символического мира», представленного соответствующим классом сообщений печати, радио, телевидения.
Интенсивность, качество и особенности взаимодействия общественного мнения и каналов массовой коммуникации можно изучать методом "наложения" двух полей.
Одно из них поле массового сознания или то пространство, в пределах которого высказываются оценочные суждения относительно состояния экологических проблем, второе пространство, в границах которого телевидение, радио, печать отражают те же проблемы и отношение к ним, формируя и выражая мнение общественности.
Взаимодействие тем интенсивнее, чем больше совпадают между собой конфигурации полей.
Если поля совпадают частично, то это средняя или Капра Ф.
Уроки мудрости.
М..
1996.
С.
100.

[Back]