Проверяемый текст
Колосова, Ольга Юрьевна. Экологический императив в культуре информационного общества (Диссертация 2003)
[стр. 79]

79 подвергается сознание обыденное и научное.
Экологизация затрагивает, таким образом, все уровни, сферы человеческого сознания.
Целенаправленное воздействие на формирование экологического общественного мнения должно быть основано на знании взаимосвязей обыденного и теоретического уровней сознания.
Попытки формировать мнение только на теоретическом уровне малорезультативны, они не учитывают опыт, присутствующий в обыденных воззрениях людей.
Обыденное сознание меняется медленнее, оно более консервативно, ориентировано на ежедневную практическую жизнь.
Но оно подвержено трансформациям.
Экологизация только тогда окажет ощутимое влияние на образ действий человека, когда охватит и мыслительную, и эмоциональную сферы его психики.

Экологическое сознание связано с развитием науки.
Новое экологическое сознание характеризуется тем, что в первую очередь переосмысливает цели и задачи технологического развития, а затем уже социальные процессы.
Экологическое сознание ломает закрепившуюся в обществе
механистическую модель устройства мира, развивает диалектическое понимание природы, заставляет обращать внимание на спонтанные, нетипичные явления.
А.Н.
Кочергин отмечая особую роль науки в процессе экологизации сознания, утверждает: «Человек отчужден от природы в индустриальном обществе.
В эпоху НТР именно наука, средства массовой информации становятся факторами регуляции взаимодействия человека с
природой».1 Безусловно, наука выполняет идеологическую функцию.
Если обыденное сознание индивида прежде строилось на непосредственном личном опыте или опыте малых социальных групп, то в эпоху
глобализации экологические теории начинают интенсивно влиять на формирование массового сознания.
Знания о системе «природа общество» основная
’Кочергин А.Н.
и др.
Экологическое знание и сознание.
Особенности формирования.
Новосибирск, 1987.
С.

94.
[стр. 108]

108 дополняться культурными, политическими и др.
Под экологизацией подразумеваются изменения привычного хода мышления, взглядов, целей, принципов, убеждений, происходящие сознательно и неосознанно, на идеологическом и психологическом уровнях.
Изменения эти происходят и в общественном, и в индивидуальном сознании, переменам подвергается сознание обыденное и научное.
Экологизация затрагивает, таким образом, все уровни, сферы человеческого сознания.
Целенаправленное воздействие на формирование экологического общественного мнения должно быть основано на знании взаимосвязей обыденного и теоретического уровней сознания.
Попытки формировать мнение только на теоретическом уровне малорезультативны, они не учитывают опыт, присутствующий в обыденных воззрениях людей.
Обыденное сознание меняется медленнее, оно более консервативно, ориентировано на ежедневную практическую жизнь.
Но оно подвержено трансформациям.
Экологизация только тогда окажет ощутимое влияние на образ действий человека, когда охватит и мыслительную, и эмоциональную сферы его психики.

Необходимость изучения экологического сознания, механизмов, средств его формирования диктуется целым рядом обстоятельств: • во-первых, усилением давления хозяйственной деятельности на природу, вызывающим ее деградацию, • во-вторых, истощением невозобновимых природных ресурсов; • в-третьих, обострением противоречия между ростом потребности в хорошем здоровье человека, с одной стороны, и неблагоприятными сдвигами в его состоянии, обусловленными изменениями в природной среде, с другой стороны.
Именно поэтому разрушение природной среды и загрязнение ее ксенобиотиками (чужеродными для биосферы веществами) рассматриваются в качестве одного из фундаментальных факторов в большинстве глобальньгх

[стр.,115]

115 сознания во многих странах.
Но проблемы эти не только отражаются в массовом сознании.
В свою очередь, массовое сознание становится все более ощутимым фактором, оказывающим активное воздействие на выход из создавшихся тупиков.
Экологическое сознание представляет собой сложное соотношение индивидуального, общественного, общечеловеческого.
Социальная неоднородность человечества не исключает общности целей и интересов, так как перед человечеством стоит цель выжить в качестве биологического вида.
«На уровне обыденного сознания сама мысль о том, что деятельность человека по масштабам приближается к геологическим факторам, формирующим облик планеты, прежде импонировала, а не внушала страх.
Под воздействием экологической литературы теперь подобная перспектива воспринимается как кошмар», заметил АН.
Кочергин.5 В литературе отмечается, что экологическое сознание состоит из обыденного и теоретического в зависимости от глубины, полноты и степени истинности познания системы «общество-природа».
Для конкретизации сущностных черт экологического сознания необходимо вновь отметить два уровня: массовый и специализированный.
Область экологического специализированного, научного знания не включает в себя еще и практические обобщения.
Область массового экологического знания эмпирический опыт.
А Н.
Кочергин отмечает особую роль науки в процессе экологизации сознания.
«Человек отчужден от природы в индустриальном обществе.
В эпоху НТР именно наука, средства массовой информации становятся факторами регуляции взаимодействия человека с
природой».2 Безусловно, наука выполняет идеологическую функцию.
Если обыденное сознание индивида прежде строилось на непосредственном личном опыте или опыте малых социальных групп, то в эпоху
развития капитализма 1 Кочергин А Н.
и др.
Экологическое знание и сознание.
Особенности формирования.
Новосибирск, 1987.
С.

88 2Кочергин А.Н.
и др.
Экологическое знание и сознание.
Особенности формирования.
Новосибирск.
1987.


[стр.,116]

116 экологические теории начинают интенсивно влиять на формирование массового сознания.
Знания о системе «природа-общество» основная
форма существования экологического сознания, подчеркивает Кочергин.1 Необходимость создания научно обоснованного социально-экологического идеала определяется конкретными практическими задачами, стоящими перед человечеством в связи с решением экологических проблем.
Если человечество не ориентируется на будущее идеальное состояние во взаимодействии природы и общества, то оно начинает ориентироваться на прошлое, безрезультатно пытаясь сохранить, остановить процесс преобразования природы.
Очевидна неизбежность хозяйственной человеческой деятельности, как очевидна неизбежность вовлечения природы в этот процесс.
Если идеалом становится сохранение природы в полной неприкосновенности, преобразование ее все равно будет происходить стихийно «Можно говорить об экологизации познавательного сознания и экологизации форм общественного сознания.
Например, экологизация математического знания глобальное моделирование, философского развитие представлений о переходе биосферы в ноосферу.
Экологизация форм общественного сознания проявляется в сильном влиянии экологического сознания на экономическую, политическую, правовую, нравственную, эстетическую формы общественного сознания», отметил Т.С.
Смирнов.2 Экологическое сознание связано с развитием науки.
Новое экологическое сознание характеризуется тем, что в первую очередь переосмысливает цели и задачи технологического развития, а затем уже социальные процессы.
Экологическое сознание ломает закрепившуюся в обществе
1 См там же.
2 Смирнов Т.С.
Экологизация сознания и ее роль в оптимизации взаимодействия общества и природы //Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы.
Иваново, 1984.
С.
74.

[Back]