92 мышлению. Путь в ноосферу лежит именно через изменение духовной сферы, через трансформацию интеллекта. 2.2. Роль экологической информации в решении глобальных проблем Основной причиной недостаточной эффективности современного экологического знания является недостаток информации, неполная осведомленность о природных процессах, их скрытом и трансграничном характере, что не позволяет всегда предвидеть отрицательные последствия вовлечения этих процессов в орбиту общественных отношений. Это имело место и раньше, но только теперь в условиях возросшей мощи и масштабности антропогенных воздействий, цена просчетов общества стала очень высокой. По своим масштабам последствия могут быть не только региональными, но и глобальными, носить синергетический характер, когда общий негативный результат значительно превышает сумму отдельных эффектов от экологических изменений. В настоящее время процессы информационной природы, к которым относится и накопление знаний об окружающем мире, по существу и определяют развитие экологической культуры. Роль процессов информационной природы в развитии биосферы непрерывно возрастает по мере ее усложнения. Одним из методологических подходов, концептуально осмысливающим происходящие изменения, является теория японского социолога Е. Масуды. В 1945 г. Он предложил идею, многим казавшуюся фантастической, теорию «информационного общества». Это общество, объединенное единой информационной сетью, благодаря которой для человечества появится возможность вырабатывать единые цели, а у человека проявить свои творческие возможности. Внедрение новых информационных технологий и, прежде всего, компьютерной техники и систем телекоммуникационных связей показали, что концепция информационного общества отнюдь не является утопичной. |
91 2. Сущность и специфика экологического императива в культуре информационного общества * 2.1. Формирование экологического сознания в условиях информационной трансформации системы « человек — природа общество» Роль процессов информационной природы в развитии биосферы непрерывно возрастает по мере ее усложнения. И в настоящее время процессы информационной природы, к которым относится и накопление знаний об окружающем мире, по существу и определяют развитие общества. Одним из методологических подходов, концептуально осмысливающим происходящие изменения, является теория японского социолога Е. Масуды. В 1945 г. Он предложил идею, многим казавшуюся фантастической, теорию «информационного общества». Это общество, объединенное единой информационной сетью, благодаря которой для человечества появится возможность вырабатывать единые цели, а у человека проявить свои творческие возможности. Внедрение новых информационных технологий и прежде всего компьютерной техники и систем телекоммуникационных связей показали, что концепция информационного общества отнюдь не * является утопичной. Возникает новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и научной деятельности. Доступ к информационным сетям, знанию оказывается определяющей основой для стратификации, разделения общества. На основе автоматизированного доступа к системам связи индивид или группа лиц может получить информацию, необходимую для решения профессиональных или личных * задач. Происходит процесс автоматизации и роботизации производства и управления. В сфере информационной деятельности работает более 50% |