Проверяемый текст
Баландина, Татьяна Юрьевна; Студенческое самоуправление как социокультурный феномен: социологический анализ (Диссертация 2006)
[стр. 20]

л 20 самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами; правомочное принятие организационной системой (подсистемой) или организованной социальной общностью решений по внутренним проблемам (чаще всего в качестве такой общности образования); выступают разнообразные муниципальные Р т* самостоятельный выбор целей и путей их достижения самоуправляющимися структурами при сохранении взаимодействия со сменными и иерархически иными структурами, достигаемое путем согласования и соподчинением целей разных общественных структур и компонентов; наличие коллективного управления, участия членов организации, общности в работу соответствующего органа управления, включение исполнителей в процессы выработки и принятия общих решений; 0 * наличие сознательного, направляющего, продуманного5 организующего и регулирующего воздействия людей на / собственную общественную, коллективную, групповуюР жизнедеятельность в формах самоуправления, обладающую таким атрибутивным свойством как непосредственность воздействия; соотношение развитие самоуправления с повышением самостоятельности организаций, расширением демократических * * г основ управления, активизацией Гражданских инициатив, реализацией демократические принципов выборности и сменяемости руководства на основе выборов, его подотчетности членам коллектива, обеспечения возможности ротации руководства в рамках коллектива и по его инициативе.
щ * 4
[стр. 13]

13 державность; управление самодержавное, монархическое, полновластное, неограниченное, независимое от государственных учреждений и выборных органов) и «автократизм» (форма правления с неограниченным, бесконтрольным полновластием) чаще всего оцениваются негативно.
Выявленная лексическая многогранность понятия «самоуправление» в той или иной мере отражается и в социологическом или политологическом категориальном анализе1.
При этом выделяются следующие компоненты, которые, на наш взгляд, должно включать интегративное определение понятия «самоуправление»: • автономное функционирование какой-либо организационной системы (подсистемы); • гибкая, динамичная система, основанная на сочетании административных и общественных институтов; • самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами;правомочное принятие организационной системой (подсистемой) или организованной социальной общностью решений по внутренним проблемам.
Чаще всего в качестве такой общности
выступают разнообразные муниципальные образования.
Соответственно местное самоуправление определяется как предоставленное Конституцией или иными государственными актами право местных органов власти самостоятельно решать круг вопросов, отнесенных к их компетенции; деятельность местных органов власти по реализации предоставленных им полномочий; • самоуправление предполагает самостоятельный выбор целей и путей их достижения самоуправляющимися структурами при сохранении взаимодействия со сменными и иерархически иными структурами.
Это взаимодействие достигается путем согласования и соподчинением целей разных общественных структур и компонентов.
При отсутствии этого взаимодействия самоСм.: Краткий словарь по социологии, М., 1989.
С.296; Политология.
Энциклопедический словарь, М, 1993.
С.
346.
Пригожин А.И.
Современная социология организаций.
М., 1995; Российская социологическая энциклопедия.
М., 1998.
С.458; Советский энциклопедический словарь.
М., 1990; и др.


[стр.,15]

15 гражданских инициатив, реализацией демократические принципов выборности и сменяемости руководства на основе выборов, его подотчетности членам коллектива, обеспечения возможности ротации руководства в рамках коллектива и по его инициативе.
Соглашаясь с отмеченным выше пониманием самоуправления1, отметим существенные недостатки, присущие даже социологическим и политологическим подходам: • акцент обычно делается на институционально-правовой стороне самоуправления (органы самоуправления, их законность, полномочия участников самоуправления), а не на его личностной стороне2.
Проявляется присущая нашей отечественной социологии (хотя, очевидно, и не только ей) переоценка социоцентристской парадигмы (от общества к человеку) и недооценка антропоцентристской парадигмы (от человека к обществу); • соответственно, даже в подходах, акцентирующих трактовку самоуправления как участия, социального партнерства, формы социальной активности людей, развития демократических начал в управлении, недооценивается социокультурный характер самоуправления то, как личность, социальная общность, активно участвуя в управленческой деятельности, реализуют себя, свои потребности и интересы, как такое участие сказывается на их развитии.
Между тем, и это определяет смысл авторской концепции самоуправления, наиболее соответствует современным тенденциям развития социологии именно социокультурный подход к тем или иным социальным проблемам.
Для сегодняшнего состояния современной социологии оптимальным является подход Ж.Т.
Тощенко: «Особенность современного этапа определения теоретико-методологических основ социологии состоит в том, что в современном мире происходит рост роли и значения субъективного фактора, что 1 Мы намеренно рассматривали словарные (а не авторские) варианты определений самоуправления, учитывая их концентрированность, четкость, краткость.
Такой подход тем более обоснован, что собственно авторские определения самоуправления в социологической литературе последних лет крайне редки.
2 Примечательно, что даже в традиционном марксистском подходе крайне редко отмечалось методологическое значение для понимания самоуправления известных слов К.
Маркса и Ф.
Энгельса о будущем обществе как «объединении людей, где свободное развитие каждого явится условием свободного развития всех».
Между тем, на наш взгляд, справедливо французский исследователь Ивон Бурде отметил: «Эта формулировка прекрасно определяет самоуправление» (См.: 50/50.
Опыт словаря нового мышления.
М., 1989.
С.324).

[Back]