Проверяемый текст
Баландина, Татьяна Юрьевна; Студенческое самоуправление как социокультурный феномен: социологический анализ (Диссертация 2006)
[стр. 22]

22 окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления»12.
И в этом смысле самореализация личности взаимосвязана с её саморазвитием.
Самореализуясь, личность опредмечивает, воплощает, р
реализует уже накопленное ею.
Это создает предпосылки (побудительные
ч Р г мотивы) для саморазвития личности, формирования её стремления приобрести те качества, свойства, знания, навыки, умения, которых у нее нет или которые недостаточны развиты.
Саморазвиваясь, преодолевая свою социокультурную ограниченность (какими-то определенными пределами),р *
I личность оказывается более подготовленной к самореализации на более * $ ч* » • высоком уровне.
Уровневый подход к самореализации, самоуправлению, * * « *
4 самодеятельности был развит американским исследователем А.
Маслоу, предложившим своеобразную иерархическую структуру потребностей и мотивов личности.
Развитие личности Маслоу связывал с обогащением
4 н потребностей и мотиваций, с восхождением от более простых (существование, безопасность).
к более высоким
(обобщение, признание, * .
Г * самореализация).
При известном схематизме такого подхода (и акценте на индивидуальный характер процесса) в нем отражен очень важный ориентир ,/
щ для человека к возвышению, самореализации.
При этом теория самореализации А.
Маслоу (по его терминологии «самоактуализации»)
■р соотносит самореализацию с самовыражением, независимостью, реализацией творческого, инновационного потенциала, ростом (в собственных глазах), чувством собственного достоинства и что особенно важно в рамках нашего анализа сущности самоуправления с ь i компетентностью.
«Научиться высвобождать подавленное, познавать
р ►I *собственное Я, прислушиваться к «голосу импульса», раскрывать свою * Ф * величественную природу, достигать понимания, проникновения, постигать й 11 истину», по Маслоу в этом и состоит процесс самоактуализации .
• < щ 12Маркс К., Энгельс Ф.
Соч., Т.46.4.1.
С.476.
13Maslow A.
Self-actualizing and Beyond.
In: Challenges of Humanistic Psychology.
N.
Y., 1967.
t 4 l>f
[стр. 27]

27 средством развития социальной активности личности»1.
Личность является центром собственного становления, в котором заключены как ресурсы, так и механизмы личностной динамики.
Личность способна делать себя сама по своему свободному замыслу, и она ответственна перед собой за этот выбор.
Словом, как писал Г.
Ибсен, «быть человеку собой это значит испытывать постоянное чувство собственной незавершенности и неудовлетворенности и не ставить ни в чем и никогда пределов познанию, «предел» которого бесконечность».
Проблематика самореализации связана с основной дискуссией современной социологии о диалектике объективного и субъективного, социальной среды и личности.
Для понимания сущности самореализации значим вывод Д.
Коулмена2, выделяющего два подхода в описании и объяснении социальное поведение (первый актор рассматривается как социализированный элемент, чье поведение управляется социальными нормами, правилами и обязательствами; второй видит в акторах лиц, принимающих самостоятельные решения и действующих независимо, руководствуясь собственными интересами) и видящего в их интеграции важную и перспективную тенденцию теоретической социологии.
Самореализация человека происходит в процессе социальных практик, практического опредмечивания своих идей, замыслов, целей, потребностей.
Процессуальный характер самореализации проявляется и в том, что целостный человек, как писал Маркс, «не стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления»3.
И в этом смысле самореализация личности взаимосвязана с её саморазвитием.
Самореализуясь, личность опредмечивает, воплощает, реализует уже накопленное ею.
Это создает предпосылки (побудительные
мотивы) для саморазвития личности, формирования её стремления приобрести те качества, 1 См.: Молодежь и самоуправление.
Самоуправление молодежи: возникновение первичных форм и противоречия становления.
4.1.
Челябинск, 1989.
С.11.
2 Коулмен Дж..
Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность, 2001.
№ 3, с.
122.
3 Маркс К., Энгельс Ф.
Соч., Т.46.
4.1.
С.476.


[стр.,28]

28 свойства, знания, навыки, умения, которых у нее нет или которые недостаточны развиты.
Саморазвиваясь, преодолевая свою социокультурную ограниченность (какими-то определенными пределами),
личность оказывается более подготовленной к самореализации на более высоком уровне.
Уровневый подход к самореализации, самоуправлению,
самодеятельности был развит американским исследователем А.
Маслоу, предложившим своеобразную иерархическую структуру потребностей и мотивов личности.
Развитие личности Маслоу связывал с обогащением
потребностей и мотиваций, с восхождением от более простых (существование, безопасность) к более высоким (общение, признание, самореализация).
При известном схематизме такого подхода (и акценте на индивидуальный характер процесса) в нем отражен очень важный ориентир
для человека к возвышению, самореализации.
При этом теория самореализации А.
Маслоу (по его терминологии «самоактуализации»)
соотносит самореализацию с самовыражением, независимостью, реализацией творческого, инновационного потенциала, ростом (в собственных глазах), чувством собственного достоинства и что особенно важно в рамках нашего анализа сущности самоуправления с компетентностью.
«Научиться высвобождать подавленное, познавать
собственное Я, прислушиваться к «голосу импульса», раскрывать свою величественную природу, достигать понимания, проникновения, постигать истину», по Маслоу в этом и состоит процесс самоактуализации1.
Наконец, самореализация имеет для человека и своеобразный «проверочный» характер.
Обращая внимание на этот (очень важный, особенно если идти в трактовке самоуправления не от управления к личности, а от самой личности к управлению) момент, известный психолог С.Л.
Рубинштейн, выделял в мотивации человеческой деятельности стремление «испытать и выявить свои силы и способности»2.
Но в рамках теоретико-методологического анализа самоуправления это означает и другое: неправомерность облегченной Психология личности.
Тексты.
М., 1982.
С.117.
2 Рубинштейн С.Л.
Основы общей психологии.
М., 1946.
С.603.

[Back]