* ф Подводя итоги сказанному, определяем категорию «самореализации» как сознательного, целенаправленного процесса раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности (потребностей интересов) в ее многообразной социальном деятельности. Он подчёркивает, что личность реализует присущие ей социальные качества посредством собственной деятельности. Самореализация есть практическое осуществление «самомодели» личности и одновременно источник ее последующего г ч ■ * изменения, поскольку в этом процессе человек открывает в себе новые способности и таланты. •“ * В последнее время в отечественной социологической литературе (в частности, в рамках рискологического подхода в социологии молодежи ф Ъ Ю.А. Зубок, В.И. Чупров и др.) подчеркивается не только значимость ■ р самореализации (самоактуализации, самоосуществления) для личности. Онаг рассматривается как важная социальная потребность, ограничивая которую общество рискует. Соответственно выделяется как характерная черта ь общества риска риск ограниченных возможностей самореализации: «Чем шире возможности, раскрываемые обществом перед молодым человеком в реализации его интересов и способностей, тем больше вероятность его * восходящей мобильности. Способствуя самореализации молодежи в ♦ * " < Г • ► образовании, в профессиональной ориентации, в повышении квалификации • > . . и в других сферах, общество развивается, совершенствует собственную * { • * структуру. И наоборот, не участвуя в этих процессах, отдавая их на откуп / г ь самим молодым людям и их родителям, такое общество повышает риск а ъ * нисходящей мобильности и социального исключения молодежи, обрекая . I . * себя на деградацию» . Представляется, что такой подход (когда самоуправление выступает не только личностной, но и общественной потребностью) вносит серьезный вклад в развитие самореализационной Р 9 ► в* ' * ' . концепции самоуправления и весьма перспективен. 14Чупров В.И. Проблемы образования молодежи в российском обществе риска // Образование и молодежная политика в современной России. СПб., 2002. С.39. е |
29 трактовки участия в самоуправлении (шире самореализации, самоосуществления), когда представляется, что для такого участия достаточно лишь «захотеть». И дело не только в том, что, самореализуясь в том или ином виде социальной деятельности, личность обычно преодолевает какие-либо пределы, барьеры, стремится к новым, еще не достигнутым ею (а подчас и другими людьми) рубежам, что процесс самореализации личности весьма нелегок и ей приходится преодолевать свою робость, неверие в собственные силы, лень и т.д. В современных условиях многие виды этой деятельности усложняются и требуют от самореализующейся в них личности серьезных (порой профессиональных) знаний, умений, навыков. А значит и соответствующей подготовки1. Подводя итоги сказанному, самореализацию можно определить как сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности (потребностей интересов) в ее многообразной социальной деятельности. Личность реализует присущие её социальные качества посредством собственной деятельности. Самореализация есть практическое осуществление2 «самомодели» личности и одновременно источник ее последующего изменения, поскольку в этом процессе человек открывает в себе новые способности и таланты. Самоуправление это дуализм инициатив, что проявляется так: • «инициатива снизу» (исходит от личности, общности); • «инициатива сверху» (всесторонняя поддержка инициатив снизу со стороны управляющей системы). При этом каждый элемент этого дуального социума имеет свои представительские и исполнительные органы, созданные под реальные цели и задачи. 1 Отражением этой объективной тенденции профессионализации не только трудовой, но и организационноуправленческой, общественной деятельности явились уже в советский период разнообразные формы подготовки (вплоть до появления институтов дополнительного и специального политического, экономического, партийного, профсоюзного, комсомольского и т.д. образования, включая уровень высшего образования). Пробивает себе дорогу эта тенденция и в современных условиях наиболее явно в профессионализации подготовки менеджеров, управленцев. Возрождается при всем изменении характера и содержания подготовка специалистов по партийной и профсоюзной работе, по работе с молодежью и т.д. 2 Реализация (от лат. realis вещественный, действительный) осуществление какого-либо плана, идеи. 30 Социокультурная направленность анализа студенческого самоуправления позволяет выявить и акцентировать понимание самоуправления как внутренне противоречивого процесса институционализации субъектности студенчества. На этой основе становится возможным реализовать на теоретикометодологическом и практическом уровне идею отечественного социолога Л.Н. Когана, на заре перестройки опубликовавшего в молодежном журнале статью «Не хочу быть объектом!» Участие в самоуправлении предстает при таком подходе сложным процессом саморазвития личности будущего специалиста, развития его потенциала и человеческого капитала. В этой связи представляется необходимым выделить в рамках анализа этого потенциала 3 взаимосвязанных компонента этапа (принцип «3 РЕ»): • ресурс (от франц. ressource вспомогательное средство) определяет уровень развития способностей, навыков, умений, знаний, компетенций личности, необходимых для освоения и участия в той или иной деятельности, характеризующий потенциальную возможность такого участия; • резерв (от франц. reserve, лат. reservo сберегаю запас чего-то на случай надобности) отражает подготовку к участию, включает освоение и углубление способностей, навыков, умений, знаний, компетенций личности, что позволяет превратить потенциальную возможность в реальную; • реализация характеризует практическое воплощение потенциала, когда выявляется соответствие (адекватность) способностей, навыков, умений, знаний, компетенций, сформированных у личности, и тех требований, которые предъявляет к ним конкретная деятельность профессиональная, научноисследовательская, социокультурная, организационно-управленческая и т.д. В последнее время в отечественной социологической литературе (в частности, в рамках рискологического подхода в социологии молодежи Ю.А. Зубок, В.И. Чупров и др.) подчеркивается не только значимость самореализации (самоактуализации, самоосуществления) для личности. Она рассматривается как важная социальная потребность, ограничивая которую общество рискует. Соответственно выделяется как характерная черта общества 31 риска риск ограниченных возможностей самореализации: «Чем шире возможности, раскрываемые обществом перед молодым человеком в реализации его интересов и способностей, тем больше вероятность его восходящей мобильности. Способствуя самореализации молодежи в образовании, в профессиональной ориентации, в повышении квалификации и в других сферах, общество развивается, совершенствует собственную структуру. И наоборот, не участвуя в этих процессах, отдавая их на откуп самим молодым людям и их родителям, такое общество повышает риск нисходящей мобильности и социального исключения молодежи, обрекая себя на деградацию»1. Представляется, что такой подход (когда самоуправление выступает не только личностной, но и общественной потребностью) вносит серьезный вклад в развитие самореализационной концепции самоуправления и весьма перспективен2. Самореализация рассматривается как осуществление, проявление в жизни возможностей человеческого «Я»3. Поэтому не менее значимой методологической основой социологической концепции самоуправления выступает «Яконцепция», представляющая интересную попытку раскрыть сущность «самости», ее взаимодействие с другими. Не останавливаясь на этой концепции подробнее4, выделим ряд моментов, позволяющих углубить трактовку первой составляющей самоуправления «само». Я-концепция помогает раскрыть социально-психологический механизм участия личности в самоуправлении, выявляя единство когнитивной (образ Я, представление о себе), оценочной (самооценка, аффективная оценка) и поведенческой (конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой) установок. 1 Чупров В.И. Проблемы образования молодежи в российском обществе риска // Образование и молодежная политика в современной России. СПб., 2002. С.39. 2 Примечателен вывод курских социологов: «Образование как процесс подготовки высококвалифицированных специалистов должен согласовываться с обеспечением государством возможностей реализации полученных знаний, иначе это просто пустая трата сил, ресурсов и порождение новых маргиналов» (Воробьев Ю.Л., Дурнева С.В. К вопросу о жизненных ориентациях студенческой молодежи // Там же. С. 181). 3 Шаров А.Н. Самореализация: признаки и определения // Там же. С.292. 4 См.: Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. М., 1986; Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978; его же. В поисках себя. М., 1984; и др. |