27 противоположным, начинает развиваться иначе, подчиняясь каким-то своим самоорганизационным началам, своей логике. Следствием этого методологического принципа выступает неправомерность заорганизованности и формализма в организации самоуправления прямолинейности в трактовке эффективности самоуправления. Самоуправление начинает рассматриваться как внутренне противоречивый процесс институционализации субъектности личности. Г * ' ' ' Тем не менее, самоуправление характеризуется определенной ф 1 ■ степенью нормативной упорядоченности общественных отношений. Существует система социальных норм и правил, определяющих устойчивые формы социального взаимодействия ,людей, осуществляемых для достижения цели самоуправления. Действующая здесь система включает в себя различные социальные нормы права граждан, общественных образований, мораль, обычаи, традиции, выступающие регуляторами развития прогрессивных и* ф прекращения негативных отношений. ф ь л Социальные нормы, действующие в системе самоуправления, можно подразделить на две большие группы. Одна из них включает правила, которые являются продуктом функционирования политических институтов. Это политические и правовые нормы. Выраженная в них воля оформляется в * * виде определенных актов (резолюций, законов, решений). Другая группа г социальных норм складывается в результате своеобразной саморегуляцииф жизнедеятельности социальных общностей наций, групп, коллективов. К мораль Ч * оформляются в виде каких-то актов. Они "внедряются" в сознание людей и передаются из поколения в поколение как модели наиболее целесообразного социального поведения. группой основе сходных представлений о должном, допустимом, нежелательном и г ф . » становящиеся стандартом поведения членов этой общности. Чаще всего они |
40 темах. По-иному ставится и проблема их детерминированности (причинной обусловленности). Случайности делают ее менее жесткой и соответственно, процесс развития предстает нелинейным, многовариантным. Социальные действия и развитие общества с точки зрения синергетической методологии носят вероятностный характер. Они принципиально непредсказуемы в точках бифуркаций (выбора). Теория самоорганизации показывает несостоятельность идеи полного и всеохватывающего контроля над социальными процессами. Управляющее воздействие со стороны субъекта лишь включается в процесс социальной самоорганизации. Оно вносит коррективы в этот процесс, но никогда полностью не подчиняет его. Обнаруживаются пределы человеческих возможностей. И не только в связи с конечностью и исчерпаемостью ресурсов, но и в собственно человеческом смысле. Оказывается не все проблемы имеют решение, во всяком случае эффективное и легитимное (законное). Самоуправление с позиций синергетического подхода предстает как постоянное столкновение необходимых и случайных явлений. Самоуправлению присущи все свойства самоорганизующейся системы нелинейность (отклик системы непропорционален уровню воздействия на неё), неравновесность, обратная связь при осуществлении функций, стохастичность (в системе есть случайные процессы). В самоуправлении возникает множество нестабильных, неустойчивых процессов, действуют синергетически неравновесные социальные институты. Задуманное и спланированное часто при осуществлении оборачивается прямо противоположным, начинает развиваться иначе, подчиняясь каким-то своим самоорганизационным началам, своей логике. Следствием этого методологического принципа выступает неправомерность заорганизованности и формализма в организации самоуправления, прямолинейности в трактовке эффективности самоуправления. Самоуправление начинает рассматриваться как внутренне противоречивый процесс институционализации субъектности личности. |