Проверяемый текст
Гончарук, Наталья Петровна; Интеллектуализация профессионального образования в техническом вузе (Диссертация 2004)
[стр. 60]

контролируются.
Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения студента в познавательную деятельность, которая становится желаемой и привлекательной для студента, приносящей удовлетворение от участия в ней.
Студент сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, происходит формирование интеллектуальных качеств студента, развиваются способности к самообучению, самообразованию, самоорганизации.

Причины конкретных действий и решений человека (включая и его интеллектуальное поведение) отыскиваются в том, как устроен его индивидуальный умственный опыт,
который является ведущим компонентом интеллекта.
Таким образом, человек воспринимает, интерпретирует и оценивает действительность па основе определенным образом организованного субъективного опыта.
Интеллект, в понимании Р.Фейерштейна [158], есть динамический процесс взаимодействия человека с миром, поэтому критерием развития интеллекта является мобильность (гибкость, пластичность) индивидуального поведения.
Источником мобильности выступает так называемый опосредованный опыт обучения.
По мнению автора, развитие интеллекта с возрастом является функцией опосредованного опыта обучения, точнее, его влияния на когнитивные возможности ребенка.
По своему содержанию опосредованный опыт обучения — это некоторое множество техник (приемов), в том числе навыки оценки собственной компетентности, контроля поведения, поиска цели, индивидуализации тактик и стратегий деятельности, планирования, с помощью которых субъект может сознательно управлять своими состояниями и собственной интеллектуальной деятельностью.

По мнению И.С.Якиманской [181] содержанием субъективного опыта выступают: 1) представления и понятия; 2) умственные и практические действия; 3) эмоциональные коды, в том числе личностные смыслы, установки, стереотипы.
И если традиционное обучение стремится «оттормозить» субъектный опыт как несовершенный
и несущественный, то 60
[стр. 106]

деятельности это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания.
Развернутое описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), где принцип ориентировки, перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному и этапиость этого перехода в соотношении с тем, как это делает сам обучающийся, полностью раскрывают способ учебной деятельности.
Среди способов учебной деятельности можно выделить репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-позпавательные действия (В.В.Давыдов).
Эти способы обеспечивают овладение знаниями, умениями и навыками, а также их самостоятельное применение и активное преобразование.
Так как в свете деятельностного подхода учение это процесс усвоения учащимися различных видов деятельности и реализующих их действий, то, по мнению Н.Ф.Талызиной, вместо двух проблем передать знания и сформировать умения и навыки их применения перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах [274].
В основе деятельностного способа обучения личностное включение студента в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.
Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения студента в познавательную деятельность, которая становится желаемой и привлекательной для студента, приносящей удовлетворение от участия в ней.
Студент сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, происходит формирование интеллектуальных качеств студента, развиваются способности к самообучению, самообразованию, самоорганизации.

Деятельностное развитие студентов идет от совместного с преподавателями выполнения познавательных действий к самостоятельному, от неосознанных и нецеленаправленных действий к более осознанным и целенаправлен

[стр.,114]

барьер, актуализирующий и динамизирующий операционные системы.
Этот барьер проявляется в нехватке или отсутствии информации о необходимых ценностях и возможностях получения к ним доступа в данной ситуации.
Информационный барьер дает толчок к ориентировочным действиям.
Вторая фаза программирование, в качестве внутренней помехи выступает барьер неопределенности, неструктурированность и неорганизованность информации, отсутствие уверенности в оптимальном выборе целей и плана действий по ее реализации.
Итогами второй фазы являются постановка конкретной цели и формирование плана —системы задач, направленных на реализацию программных целей, и предполагаемых способов их решения Третья фаза, реализация программы, состоит из исполнительских действий, стимулируемых предметно-преобразовательным барьером.
На этой фазе решаются намеченные в программе задачи.
Процесс исполнения включает в себя и контрольно-корректировочные действия.
Контроль и корректировка — это непрерывный процесс, поскольку человек контролирует, оценивает и корректирует свои действия и их результаты на протяжении всей деятельности, а не только в конце.
Но чаще всего эти операции выделяются в самостоятельную, четвертую фазу деятельности.
Эта фаза продиктована барьером рассогласования предполагаемым несоответствием результата деятельности заданным в программе требованиям [315].
В последнее время ориентация на внутренний опыт личности обучаемого, выступает в качестве одной из центральных идей в области педагогики и психологии.
На уровне современных психологических представлений опыт человека выделяется как ведущий компонент интеллекта.
Причины конкретных действий и решений человека (включая и его интеллектуальное поведение) отыскиваются в том, как устроен его индивидуальный умственный опыт.

Согласно Дж.Келли, человек воспринимает, интерпретирует и оценивает действительность на основе определенным образом организованного субъективного опыта [301].
Интеллект, в понимании Р.Фейерштейна, есть динами

[стр.,115]

чсскнй процесс взаимодействия человека с миром, поэтому критерием развития интеллекта является мобильность (гибкость, пластичность) индивидуального поведения.
Источником мобильности выступает так называемый опосредованный опыт обучения.
По мнению автора, развитие интеллекта с возрастом является функцией опосредованного опыта обучения, точнее, его влияния на когнитивные возможности ребенка.
По своему содержанию опосредованный опыт обучения — это некоторое множество техник (приемов), в том числе навыки оценки собственной компетентности, контроля поведения, поиска цели, индивидуализации тактик и стратегий деятельности, планирования, с помощью которых субъект может сознательно управлять своими состояниями и собственной интеллектуальной деятельностью
[118].
Обучение, по мнению И.СЛкиманской, должно не игнорировать, преодолевать субъективный опыт студента, а «окультуривать» его как личностнозначимый, способствовать его выявлению и структурированию.
Обучение должно быть построено так, чтобы гибко приспосабливаться к индивидуальным познавательным возможностям студента, динамике развития его личности и интеллекта, чтобы способствовать выявлению субъективного опыта студента.
Содержанием субъектного опыта, по И.С.Якиманской, выступают, во-первых, предметы, представления и понятия, во-вторых, умственные и практические действия и, в-третьих, эмоциональные коды, в том числе личностные смыслы, установки, стереотипы.
И если традиционное обучение стремится «оттормозить» субъектный опыт как несовершенный,
несущественный, отягощенный случайными (ненаучными) представлениями, то сейчас должен быть создан «...новый тип учебного заведения, в котором растет и развивается ученик как носитель субъектного опыта» [335].
Аналогично Дж.Хазард, противопоставляя традиционное образование гуманистическому, одно из основных различий между ними видел в следующем: в традиционном образовании внутренний опыт учащегося воспринимается как не соответствующий требованиям школьного обучения, тогда как в гуманистическом образовании индивидуальный внутренний опыт рассматри

[Back]