Проверяемый текст
Барциц, Игорь Нязбеевич; Конституционно-правовое пространство Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 48]

48 объединенных общими региональными интересами, что, однако, не изменяет конституционно-правовой статус автономного округа как равноправного субъекта Российской Федерации, характеризующегося собственной территорией и населением.
Автономные округа также выдвинули тезис, что отношения автономного округа с краем, областью могут регулироваться только на основе договорных процедур, причем * федеральный закон может регулировать только отношения автономного округа с краем, областью, касающиеся участия обоих субъектов федерации в реализации полномочий Российской Федерации.
Области и края, в которые входят автономные образования, исходят из того, что вхождение автономного округа в состав края, области означает включение территории и населения автономного округа в состав территории и населения края, области, следовательно, вхождение автономного округа в состав края, области предполагает
Жраспространение на него юрисдикции органов государственной власти края, области.
Конституционный Суд РФ в Определении от 17 июля 1996 г.
«Об отложении рассмотрения дела о проверке конституционности ряда положений Устава Тюменской области» отметил, что определенное распространение юрисдикции органов государственной власти края (области) на территорию автономного округа возможно лишь на основе взаимного согласия и договоренностей.
Отношения между органами государственной власти автономных округов и органами государственной власти области должны быть урегулированы федеральным законом и (или) договором между
ними.31* Поводом к рассмотрению дела явились запросы Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского и Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономных округов в Конституционный Суд Российской Федерации о толковании ч.
4 ст.
66 Конституции РФ.

31 См.: Собрание закрнодательства Российской Федерации.
1996.
№ 31.
Сг.
3837.
[стр. 225]

федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края, области".
Приведенная конституционная формулировка не только не урегулировала систему взаимоотношений в сложносоставных субъектах Российской Федерации, а напротив, закрепила множественность вариантов подобного урегулирования, чем в значительной степени предопределила возникновение труднеразрешаемых коллизий между органами власти края, области и автономных образований.
Среди таковых коллизий принятие решения представительными органами Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого (оба входят в состав Тюменской области) и Ненецкого (в Архангельской области) автономных округов о непроведении на территориях данных округов выборов в областные органы законодательной власти.
То, что противоречия возникли в наиболее богатых природными ресурсами автономных округах, закономерность.
Еще в 1990 г.
Ямало-Ненецкий окружной совет народных депутатов объявил об образовании Ямало-Ненецкой Республики в составе РСФСР и принял декларацию об ее суверенитете, а Совет народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа заявлял о необходимости признания автономного округа равноправным субъектом Российской Федерации.
В этих автономных округах были созданы собственные структуры федеральных органов власти (прокуратура, таможня, налоговые органы), приняты самостоятельные бюджеты.
Автономные округа в своей оценке сложившейся ситуации исходят из понимания вхождения автономного округа в состав края, области как формы взаимодействия двух субъектов Российской Федерации, объединенных общими региональными интересами, что, однако, не изменяет конституционно-правовой статус автономного округа как равноправного субъекта Российской Федерации, характеризующегося собственной территорией и населением.
Автономные округа также выдвинули тезис, что отношения автономного округа с краем, областью могут регулироваться только на основе договорных процедур, причем федеральный закон может регулировать только отношения автономного округа с краем, областью, касающиеся участия обоих субъектов федерации в реализации полномочий Российской Федерации.
Области и края, в которые входят автономные образования, исходят из того, что вхождение автономного округа в состав края, области означает включение территории и населения автономного округа в состав территории и населения края, области, следовательно, вхождение автономного округа в состав края, области предполагает
распространение на него юрисдикции органов государственной власти края, области.


[стр.,226]

Конституционный Суд РФ в Определении от 17 июля 1996 г.
“Об отложении рассмотрения дела о проверке конституционности ряда положений Устава Тюменской области' отметил, что определенное распространение юрисдикции органов государственной власти края (области) на территорию автономного округа возможно лишь на основе взаимного согласия и договоренностей.
Отношения между органами государственной власти автономных округов и органами государственной власти области должны быть урегулированы федеральным законом и (или) договором между
ними.53 Поводом к рассмотрению дела явились запросы Тюменской областной Думы, Думы ХантыМансийского и Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономных округов в Конституционный Суд Российской Федерации о толковании ч.
4 ст.
66 Конституции РФ.

Решение по Тюменскому делу" было принято 14 июля 1997 г.
и оформлено Постановлением Конституционного Суда РФ “По делу о толковании содержащегося в ч.
4 ст.
66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области’54.
Конституционный Суд РФ в своем постановлении о толковании ч.
4 ст.
66 Конституции РФ подтвердил возможность распространения полномочий органов государственной власти края (области) на территорию автономных округов “в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Российской Федерации и договором между их органами государственной власти”.
Конституционный Суд РФ признал неконституционным воспрепятствование в какой-либо форме участию населения автономного округа в выборах органов государственной власти края, области (п.
5 мотивировочной части постановления), отметил, что вхождение одного субъекта РФ в состав другого является реальным лишь в том случае, если происходит включение его территории и населения в состав территории и населения другого субъекта.
Именно включение территории и населения автономного округа в состав края, области отличает их взаимоотношения от отношений с другими субъектами Российской Федерации.
Включение территории автономного округа в состав территории края не означает, что автономный округ утрачивает свою территорию, и она поглощается краем, областью.
Вместе с тем в решении Конституционного Суда РФ содержались гарантии статуса автономных округов как субъектов Российской Федерации.
Основываясь на рассматриваемом решении Конституционного Суда, представители автономных округов вывели следующую систему принципов взаимоотношений между округами и областями.
53 См.: Собрание законодательства Российской Федерации.
1996.
№ 31.
Ст.
3837.
54См.: Собрание законодательства Российской Федерации.
1997.
№ 29.
Ст.
3581.

[Back]