Проверяемый текст
Федулова Анна Борисовна. Семья и семейные ценности (Диссертация 2003)
[стр. 100]

на ценность мобильности; возрастет рост требований к роли мужчиныкормильца и, резко может обозначится проблема принуждения женщин к «выбору» между семейной и внесемейной ролями.
А «это лишь снижает возможность самореализации мужчин и женщин и способствует углублению гендерного
конфликта»160.
Структурно-функциональные изменения сексуального поведения характерны в целом и для супружеской сферы.
Эти изменения касаются, прежде всего, сферы общественной нравственности: одобрение добрачных связей, супружеских измен, сексуальной свободы в браке.
Одобренная супругом измена одно из заметных нарушений прошлой нравственной традиции.
Наряду с традиционным браком появился синергамный брак (зшег^атоиз
тангаже), который предоставляет обоим супругам при сохранении семейного союза свободу выбора сексуального партнера.
Сексуальные отношения вне брака и дополнительно к нему не отражаются на судьбе семьи.
Е.М.
Черняк эволюцию отношений между полами, которая привела к сравнительно распространенному числу браков, свободных от сексуальных обязательств, росту добрачных и внебрачных связей, рассматривает как «определенную деградацию общечеловеческих нравственных
ценностей»161.
По мнению Черняк, «эго некая побочная линия, сопутствующая движению семейных отношений от патриархальной скованности к истинному равноправию.
Распущенность и аморализм процветают в условиях определенного нравственного вакуума, когда патриархальные ценности не могут больше
соответствовать потребностям современной семьи»162.
К;0 Здравомыслова О.М.
Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования).
М.: Эдиториал УРСС, 1988.

С.
164.

161 Черняк Е.М.
Семья как социальная система//Системный подход в социальной работе: Методологический семинар / Сост.

рсд.
В.В.
Колков.
М.: Институт социальной работы, 1997.С.
102.

162Там же.С.
102.
100
[стр. 68]

в процессе социализации новым поколениям, что и позволяет обратиться к ценностному анализу семьи, семейно-брачных отношений.
Семья и семейные ценности представляют собой важные элементы культуры, являются необходимыми и общезначимыми на протяжении веков, большинство из семейных ценностей воспроизводится и реализуется в основном в сфере семейно-брачных отношений.
0.0.
Савельева связывает представление о семейных ценностях с традиционным пониманием нуклеарной семьи и ее функций.
"Базовая семейная ценность это пожизненный брачный союз мужчины и женщины, созданный для рождения детей и их воспитания в соответствии с социально одобряемыми нормами и правилами"96.
В семейные ценности, по мнению автора, не входит развод, неверность супругов, аборты, нетрадиционные формы сексуальности, психологическая напряженность в семейных отношениях, подростковая преступность.
Кроме этого, "семейные ценности с подозрением относятся к инновационным стилям жизни, изменению традиционных ролей мужчины и женщины, смене привычных стереотипов маскулинности и феминности"97 98 99.
по О.М.
Здравомыслова, М.Ю.
Арутюнян к числу семейных ценностей относят: семью, детей, брак, любовь; анализируют семейные ценности и отношения к различным формам образа жизни (зарегистрированный брак, сожительство при наличии детей, образ жизни матери одиночки, семейную коммуну и др.).
Вместе с тем, важно отметить, что в современной отечественной социально-философской мысли недостаточно разработанным является аксиологический аспект семьи.
Для нас методологической установкой, задающей направление научной оо рефлексии, является работа Л.Н.
Савинова .
Автор рассматривает ценностные ориентации семьи в различных брачно семейных сфеах, при этом выделяет: 96 Савельева О.О.
Семья как социальный институт // Мониторинг социально-экономического потенциала семей.
2001.
№3.
С.45.
97 Там же.
С.45.
98 См.: Здравомыслова О.М.
Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования).
М.: Эдиториал УРСС, 1988.

176с.
99 См.: Савинов Л.Н.
Семьеведение.
Саранск: Изд-во Мордов.
ун-та, 2000.
196с.
68

[стр.,143]

2.3.
Семья и семенные ценности в современных социальных и философских науках В отечественной литературе исследование проблем семьи большое распространение получило в 80-е годы XX в.
(см., например.
А.
Г Харчев, М.С.
Мацковский.
С.И.
Голод.
А.Г.
Волков.
В.А.
Сысенко и др.).
В настоящее время интерес к проблемам семьи сохраняется, и, это, прежде всего, связано с вопросами жизнеспособности семьи как общности людей, проблемы ее бытия в современном обществе.
Как показывает ряд отечественных эмпирических исследований286, семья занимает ведущие позиции в иерархии ценностей.
Причем семья, благополучие детей, ближний круг и т.п.
выступают в качестве неких сверхценностей, и это относится в равной степени ко всем группам и слоям населения.
При этом отмечается, что ценности семьи утрачивают архаичное звучание и приобретают значимость для молодых, активных, дееспособных групп в качестве условия и объекта успешной жизненной самореализации287, а также надежды и опоры для человека в нынешней ситуации, когда многие другие основания жизненного благополучия оказываются ненадежными.
286 См., например, Мацковский М.С., Бодрова В.В.
Ценность семьи в сознании различных слоев населения // Семья в представлениях современного человека.
М., 1990; Клямкин И.М.
Советское и западное: возможен ли синтез? // Полис.
1994.
№4-5; Горяйнов В.П.
Эмпирические классификации жизненных ценностей россиян в постсоветский период // Полис.
1996.
№4; Здравомыслова О.М.
Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования).
М.: Эдиториал УРСС, 1988.

176с.; Краснова О.В.
Исследование структуры социальной поддержки пожилых людей // Психология зрелости и старения.
1998.
№3.
С.28-51; Гусейнова Л.А.
Ценностные ориентации: гендерный аспект // Социс.
1999.
№5; Ахмадеев А.А., Исхакова Е.В.
Роль ценностных ориентаций студентов в формировании специалиста // Ученые записки.
М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999.
№1.
140с.; Джидарьян И.А.
Представление о счастье в российском менталитете.
СПб., Алетейя, 2001.
242с.; Парахонская Г.А.
Пожилой человек в семье // Социс.
2002.
№6; Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А.
Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социс.
2002.
№1.
287 Данные результаты получены в ходе исследовательского проекта «Томская инициатива» в 2001 году, основной целью которого являлось комплексное междисциплинарное исследование ценностных ориентаций и поведенческих установок современных россиян и рассмотренные на семинаре «Жизненные стратегии и феномен социальной активности в современном российском контексте» 18 октября 2002 года в Горбачев-Фонде г.
Москвы.
143

[стр.,167]

ситуацией те индивиды, которые имеют выраженную профессиональную идентичность, ориентацию на ценность мобильности; возрастет рост требований к роли мужчины-кормильца и, резко может обозначится проблема принуждения женщин к "выбору" между семейной и внесемейной ролями.
А "это лишь снижает возможность самореализации мужчин и женщин и способствует углублению гендерного
конфликта"344.
Структурно-функциональные изменения сексуального поведения характерны в целом и для супружеской сферы.
Эти изменения касаются, прежде всего, сферы общественной нравственности: одобрение добрачных связей, супружеских измен, сексуальной свободы в браке.
Одобренная супругом измена одно из заметных нарушений прошлой нравственной традиции.
Наряду с традиционным браком появился синергамный брак (зшег^атоиз
тата^е), который предоставляет обоим супругам при сохранении семейного союза свободу выбора сексуального партнера.
Сексуальные отношения вне брака и дополнительно к нему не отражаются на судьбе семьи.
Е.М.
Черняк эволюцию отношений между полами, которая привела к сравнительно распространенном)' числу браков, свободных от сексуальных обязательств, росту добрачных и внебрачных связей, рассматривает как "определенную деградацию общечеловеческих нравственных
ценностей"345.
По мнению Черняк, "это некая побочная линия, сопутствующая движению семейных отношений от патриархальной скованности к истинному равноправию.
Распущенность и аморализм процветают в условиях определенного нравственного вакуума, когда патриархальные ценности не могут больше
соотвегствовать потребностям современной семьи"346.
•,43 Там же.
С.233.
См.
также: Горлач М.Г.
Гендерный аспект семейно-ролевого диссонанса Н Социс.
2002.
-№1; Осадчая Г.И.
Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация // Социс.
2002.
№10.
-'44 Здравомыслова О.М.
Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования).
— М.: Эдиториал УРСС, 1988.
С.164.

345 Черняк Е.М.
Семья как социальная система // Системный подход в социальной работе: Методологический семинар / Сост.

ред.
В.В.
Колков.
М.: Институт социальной работы, 1997.-С.
102.

346Там же.-С.
102.
167

[Back]