требования взаимной физической верности. Таким образом, рыцарский культ прекрасной дамы, появившийся в эпоху Ренессанса, с одной стороны, выступил как протест условного брака, признававшего только обязанности партнеров. С другой стороны, «более высокая форма любви начиналась исторически с прелюбодеяния, с обоюдного прелюбодеяния, систематически организованного целым классом»167. Вместе с гем, в данную эпоху начинает складываться традиция отделения личных семейных ценностей от корпоративных ценностей, которых придерживались семьи. Подобная модель становится все более убедительным культурным образцом для семей. Формированию этих черт семейной жизни в большей степени способствовало, с одной стороны, политическое, социальное и религиозное развитие общества того времени, а с другой стороны, эти тенденции находились в напряженных отношениях со своим временем, что имело долгосрочные последствия для социального и корпоративного единства общества. Большие изменения претерпело супружество в Новое время: в заключении брака видели не религиозный акт, а правовую сделку. Любовь и верность в любви и браке сделались чем-то старомодным, их заменило переменчивое мимолетное увлечение. До середины XVIII века доминировала деловая установка на брак, однако, любовь, как ценность супружества, была неотделима от стратегий и факторов жизнеобеспечения. В соответствии с новыми ценностями успеха, внутренней жизни и верой в «возможность развития» личности прежние предписания постепенно устаревали, «место сословного статуса заняли «личные качества». Почувствовать и полюбить ЧУ I 68 ЧУ стало задачей пары» ; вместе с тем, отношения между мужем и женой в браке находились в тесной зависимости от социокультурных представлений 167 Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса / Пер. с нем. М.: Республика, 1993.-С. 185. 6* Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII ХХвв.) / Пер. с нем. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 129. 103 |
сословными отношениями. В этой связи, торжество индивидуальной склонности не могло осуществиться в пределах брака, поэтому, рыцарский культ прекрасной дамы, появившихся в эпоху Ренессанса, с одной стороны, выступил как протест условного брака, признававшего только обязанности партнеров. С другой стороны, "более высокая форма любви начиналась исторически с прелюбодеяния, с обоюдного прелюбодеяния, систематически организованного целым классом"233 234. Большие изменения претерпело супружество в Новое время: в заключении брака видели не религиозный акт, а правовую сделку. Любовь и верность в любви и браке сделалось чем-то старомодным, их заменило переменчивое мимолетное увлечение. До середины XVIII века доминирует деловая установка на брак, однако, любовь, как ценность супружества, была неотделима от стратегий и факторов жизнеобеспечения. В соответствии с новыми ценностями успеха, внутренней жизни и верой в "возможность развития" личности прежние предписания постепенно устаревали, "место сословного статуса заняли "личные качества". Почувствовать и полюбить стало задачей пары"235; при этом отношения между мужем и женой в браке находились в тесной зависимости от социокультурных представлений о характере полов, существующих в обществе. Составными частями буржуазной модели брака по любви становятся сексуальность и эротика, сексуальная привлекательность становиться мотивом любви или, по меньшей мере, его ожидаемым результатом. Постепенно на протяжении Нового и позднее Новейшего времени, на первый план выходит индивидуализация личности, интимность в семье и браке, "прогрессивное" отношение родителей к детям; в супружеской связи стали видеть союз двух индивидов, любящих и уважающих друг друга за свойственные им качества. 233 Аврелий А. О супружестве и похоти // Философия любви: В 2-х. ч. 4.2. / Сост. А.А. Ивин. М.: Политиздат, 1990. С.481. 234 Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. С. 185. 235 Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII XX вв.) / Пер. с нем. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 129. 123 прелюбодеяния, с обоюдного прелюбодеяния, систематически организованного целым классом"351. Вместе с тем, в данную эпоху начинает складываться традиция отделения личных семейных ценностей от корпоративных ценностей, которых придерживались семьи. Подобная модель становится все более убедительным культурным образцом для семей. Формированию этих черт семейной жизни в большей степени способствовало, с одной стороны, политическое, социальное и религиозное развитие общества того времени, а с другой стороны, эти тенденции находились в напряженных отношениях со своим временем, что имело долгосрочные последствия для социального и корпоративного единства общества. Большие изменения претерпело супружество в Новое время: в заключении брака видели не религиозный акт, а правовую сделку. Любовь и верность в любви и браке сделались чем-то старомодным, их заменило переменчивое мимолетное увлечение. До середины XVIII века доминировала деловая установка на брак, однако, любовь, как ценность супружества, была неотделима от стратегий и факторов жизнеобеспечения. В соответствии с новыми ценностями успеха, внутренней жизни и верой в "возможность развития" личности прежние предписания постепенно устаревали, "место сословного статуса заняли "личные качества". Почувствовать и полюбить стало задачей пары"352; вместе с тем, отношения между мужем и женой в браке находились в тесной зависимости от социокультурных представлений о характере полов существующих в обществе. Составными частями буржуазной модели брака по любви становятся сексуальность и эротика, сексуальная привлекательность становиться мотивом любви или, по меньшей мере, его ожидаемым результатом. "Дом на глазах обретал значение убежища, в котором буржуа мог укрыться от суровой конкурентной борьбы в профессиональной и хозяйственной жизни. Его облик 351 Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса / Пер. с нем. М.: Республика, 1993. С. 18$. 352 Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII XX вв.) / Пер. с нем. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 129. 170 При этом важно отметить, что институт брака, хотя и был освящен католицизмом, тем не менее, не рассматривался как прочная форма соединения, равно как и семья и родственные отношения вообще; церковь проповедовала аскетический взгляд на брак. Для воззрений монашества и духовенства было характерно весьма сдержанное отношение к семье, страх перед женщиной и сексом, пренебрежение к ребенку; супружеские отношения в браке допускались только ради рождения детей; ценность семьи рассматривалась исключительно во имя Бога. В эпоху Возрождения большинство браков стало определяться денежными и сословными отношениями. Торжество индивидуальной склонности в этой связи не могло осуществиться в пределах брака, а только в принципиальном отрицании связанного с браком требования взаимной физической верности. Рыцарский культ прекрасной дамы, появившихся в эпоху Ренессанса, с одной стороны, выступил как протест условного брака, признававшего только обязанности партнеров. С другой стороны, "более высокая форма любви начиналась исторически с прелюбодеяния, с обоюдного прелюбодеяния, систематически организованного целым классом"456. Вместе с тем, в данную эпоху начинает складываться традиция отделения личных семейных ценностей от корпоративных ценностей, которых придерживались семьи. Подобная модель становиться все более убедительным культурным образцом для семей. В Новое время в заключении брака стали видеть правовую сделку. Любовь и верность в любви и браке сделалось чем-то старомодным, их заменило переменчивое мимолетное увлечение. До середины XVIII века доминирует деловая установка на брак, однако, любовь, как ценность супружества, была неотделима от стратегий и факторов жизнеобеспечения. В соответствии с новыми ценностями успеха, внутренней жизни и верой в "возможность развития" личности прежние предписания постепенно устаревали, "место сословного статуса заняли "личные качества". Почувствовать и полюбить стало 456 Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса / Пер. с нем. М.: Республика, 1993.-С.185. 213 |