идеализация, возвышение жизни и семейный быт, заботы и противоречия. По мере развития и усложнения социальной жизни, на рубеже XIX и XX столетий, в момент разразившегося общего кризиса европейской культуры, стали очевидны признаки кризисного состояния семьи. Брак стал приобретать все больший эмоциональный вес, экономические и политические интересы, как это было в прежние времена, все в меньшей степени являются основой для заключения брака, семья практически утрачивает функцию материальной поддержки индивида, так как производство, образование, религия, забота о престарелых и больных ушли из частной сферы. Функции семьи частично стали выполнять другие социальные институты, а семейные ценности подверглись трансформационным изменениям во всех брачно-семейных сферах. 'Для сферы добрачного поведения и выбора брачного партнера характерно то, что ценностные ориентации юношей и девушек утрачивают матримониальное направление, становятся вполне нормальными добрачные и внебрачные сексуальные отношения, согласие родителей на брак отходит на второй план. В сфере родства наиболее остро стоит проблема преемственности поколений, возникшая с появлением и развитием нуклеарной семьи. Родственники, в прошлом проживавшие в пространственных пределах, достаточных для постоянного, непрерывного общения, выделились в замкнутые, территориально отделенные и главное разъедининенные духовно ячейки. Такой разрыв между старшими и младшими поколениями привел к падению авторитета семьи, изменению представлений о нравственном, социальном примере родственной группы. Разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми в сфере родительства. Потребность в детях занимает невысокое положение в структуре потребностей личности, а высокий уровень внесемейных ценностных ориентации влечет осознание родительства как 105 |
был теснейшим образом связан со сформировавшимся тогда понятием "характера, присущего полу". Трудно сказать, какое влияние было сильнее: идеи ли буржуазного "очага" на признание за женщиной роли его "хранительницы" или идеи представления об "идеальной жене" на характер дома. В любом случае женщина была заключена в частной сфере дома, а мужчине достался внешний мир" . Женщине были предписаны черты характера, которые предопределяли ее для семьи и домашнего очага. Данной точки зрения придерживаются Руссо, Кант, Фихте, Гегель, вместе с тем, философы придерживаются единого мнения о том, что в браке партнеров должна объединять любовь, хотя каждый по своему трактует значимость любви. Таким образом, постепенно на протяжении Нового и позднее Новейшего времени, на первый план выходит индивидуализация личности, интимность в семье и браке, "прогрессивное" отношение родителей к детям; в супружеской связи стали видеть союз двух индивидов, любящих и уважающих друг друга за свойственные им качества. Несмотря на то, что брак по-прежнему устраивается как коммерческая сделка, прочность, длительность и эффективность этой сделки теперь зависят от таких факторов, как личные склонности и симпатии. Решающими факторами для вступления в брак выступают романтическая любовь, свободный выбор партнера. При таком подходе понятия "брак" и "любовь" противоречат друг другу, но, можно с уверенностью сказать, что именно в XIX веке в философии был поставлен принципиальный вопрос: совместима ли романтическая любовь и семья, любовь и брак. По сути это ответ на вопросы: совместима ли идеализация, возвышение жизни и семейный быт, заботы и противоречия. По мере развития и усложнения социальной жизни, на рубеже XIX и XX столетий, в момент разразившегося общего кризиса европейской культуры, стали очевидны признаки кризисного состояния семьи. Брак стал приобретать все больший эмоциональный вес, экономические и политические интересы, как это было в прежние времена, все в меньшей степени являются основой для заключения брака, семья практически утрачивает функцию материальной 353 Там же. С.130-131. поддержки индивида, так как производство, образование, религия, забота о престарелых и больных ушли из частной сферы. Функции семьи частично стали выполнять другие социальные институты, а семейные ценности подверглись трансформационным изменениям во всех брачно-семейных сферах. Для сферы добрачного поведения и выбора брачного партнера характерно то, что ценностные ориентации юношей и девушек утрачивают матримониальное направление, становятся вполне нормальными добрачные и внебрачные сексуальные отношения, согласие родителей на брак отходит на второй план. В сфере родства наиболее остро стоит проблема преемственности поколений, возникшая с появлением и развитием нуклеарной семьи. Родственники, в прошлом проживавшие в пространственных пределах, достаточных для постоянного, непрерывного общения, выделились в замкнутые, территориально отделенные и главное разъедининенные духовно ячейки. Такой разрыв между старшими и младшими поколениями привел к падению авторитета семьи, изменению представлений о нравственном, социальном примере родственной группы. Разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми в сфере родительства. Потребность в детях занимает невысокое положение в структуре потребностей личности, а высокий уровень внесемейных ценностных ориентаций влечет осознание родительства как препятствие для самореализации личности, что само по себе определяет снижение потребности в детях. Эволюция семейной организации привела к значительным трансформациям социальных ролей супругов, которые связаны с развитием социально профессиональной структуры общества. Появление нового типа семьи с обоюдной карьерой мужа и жены стало общеисторическим фактом, связанным с определенной ступенью развития человеческой цивилизации. Резко изменились внутрисемейные функции супругов. Произошла утрата патриархальной роли отца и супруга в семье в связи с возрастанием 172 единобрачие понималось как пожизненное состояние. Взгляд на семью как основную ячейку общества, в которой домирует мужчина разделяли многие мыслители (Аристотель, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И Кант, Г. Гегель и др.), данные идеи получили название "патриархальной теории". На втором этапе (вторая половина XIX в. до начала XX в.) особое значение в изучении семьи стали представлять антропологические и этнографические исследования (И.Я. Баховен, Л.Г. Морган, Б. Малиновский, Ф. Энгельс и др.); в этот период изучаются различные системы родства, разворачивается дискуссия по вопросу о соотношении матриархата и патриархата. При этом важно отметить, что Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" впервые показывает зависимость эволюции форм семьи и семейных ценностей от общего изменения исторических условий, что в дальнейшем получает широкое развитие в теоретических концепциях процессов изменений семьи в работах П.Сорокина, У. Огборна, Э. Берджесса, Т.Парсонса и др. По мере развития и усложнения социальной жизни, на рубеже XIX и XX столетий, в момент разразившегося общего кризиса европейской культуры, стати очевидны признаки кризисного состояния семьи. Брак стал приобретать все больший эмоционатьный вес, экономические и политические интересы, как это было в прежние времена, все в меньшей степени стати являться основой для заключения брака, семья практически утрачивает функцию материальной поддержки индивида, так как производство, образование, религия, забота о престарелых и больных постепенно уходят из частной сферы. Функции семьи частично стали выполнять другие социальные институты, а семейные ценности подверглись серьезным трансформационным изменениям во всех брачносемейных сферах. Для сферы добрачного поведения и выбора брачного партнера характерно то, что ценностные ориентации юношей и девушек утрачивают матримониальное направление, становятся вполне нормальными добрачные и внебрачные сексуальные отношения, является второстепенным согласие родителей на брак. 215 |