Проверяемый текст
Гаджиева Марьям Исламовна. Семья Дагестана в традиционном и современном обществе (Диссертация 2004)
[стр. 112]

ингушском поселении, начали разрушаться.
Однако, степень капитализации
ингушской семьи была не столь высокой, чтобы оттеснить на второй план вековые устои семьи и общества.
Поэтому, как известно, в
Ингушетии в пореформенное время существовали разные социально-экономические уклады и соответственно разные типы семейных отношений, которые в новых условиях продолжали регулироваться общественными отношениями и одновременно постепенно подвергались трансформации.
Постепенно во внутрисемейную жизнь
ингушской семьи стали входить такие понятия, как личная польза, выгода, обогащение и другое, которые явились прямым следствием связи с рынком, куда поставляла ингушская семья продукты производства своего хозяйства.
В новых условиях каждый член семьи имел значение, хотя продолжали прослеживаться во взглядах и во взаимоотношениях между членами семьи старые нормы поведения177.
Решающим становилось мнение того члена семьи, кто больше брал на себя заботу и больше добивался успеха в материальном обеспечении семьи.
В соответствии с нормами обычного права
родительский дом наследовал старший сын, а младшие сыновья должны были сами о себе позаботиться и побеспокоиться об обеспечении себя жильем.
Не имея самостоятельного жилья, младший сын не мог пожениться, ибо за него не выдавали девушку
замуж.
Старший брат при этом обязан был оказывать поддержку младшему, заменяя ему родителей.
На старшем брате также лежала забота о содержании
178 младших сестер до их совершеннолетия и выдаче их замуж* .
В рассматриваемое время в
Ингушетии существовали две формы семьи: большая патриархальная семья в пережиточной форме, которая называется в научной литературе как «неразделенная» и другая форма — это малая индивидуальная семья, которая в изучаемое время являлась преобладающей в Ингушетии.
Женатые сыновья обычно жили совместно со своими родителями, * 173 177Крупной Е.И.
Средневековая Ингушетия.М., 1971.
173 Грабовскнй Н.Ф.
Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушского округа.
Вып.
3.
Тифлис, 1870.
112
[стр. 40]

40 ние хлеба в дагестанских семьях.
Заметно сократилось поголовье скота, повысились цены на хлеб и на продовольственные продукты.
В изучаемое нами время в экономическом развитии Дагестана наметился решающий сдвиг.
Капиталистические отношения, хотя и медленно, неуклонно проникали в сельское хозяйство.
Отрасли хозяйства крестьянской семьи стали приобретать товарное значение.
С проникновением в семью капиталистических отношений патриархально-феодальные отношения, длительное время существовавшие в дагестанском ауле, начали разрушаться.
Однако, степень капитализации
дагестанской семьи была не столь высокой, чтобы оттеснить на второй план вековые устои семьи и общества.
Поэтому, как известно, в
Дагестане в пореформенное время существовали разные социально-экономические уклады и соответственно разные типы семейных отношений, которые в новых условиях продолжали регулироваться общественными отношениями и одновременно постепенно подвергались трансформации.
Постепенно во внутрисемейную жизнь
дагестанской семьи стали входить такие понятия, как личная польза, выгода, обогащение и другое, которые явились прямым следствием связи с рынком, куда поставляла дагестанская семья продукты производства своего хозяйства.
В новых условиях каждый член семьи имел значение, хотя продолжали прослеживаться во взглядах и во взаимоотношениях между членами семьи старые нормы поведения.1 Решающим становилось мнение того члена семьи, кто больше брал на себя заботу и больше добивался успеха в материальном обеспечении семьи.
В соответствии с нормами обычного права
родительским домом наследовал старший сын, а младшие сыновья должны были сами о себе позаботиться и побеспокоиться об обеспечении себя жильем.
Не имея самостоятельного жилья, младший сын не мог пожениться, ибо за него не выдавали девушку
за1 Смирнова Я.С.
Семья и семейный быт народов Северного Кавказа.
М., 1983.
С.27.


[стр.,41]

4 1 РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ^•.слчотехл муж.
Старший брат при этом обязан был оказывать поддержку младшему, заменяя ему родителей.
На старшем брате также лежала забота о содержании
младших сестер до их совершеннолетия и выдаче их замуж.1 В рассматриваемое время в Дагестане существовали две формы семьи: большая патриархальная семья в пережиточной форме, которая называется в научной литературе к'ак «неразделенная» и другая форма это малая индивидуальная семья, которая в изучаемое время являлась преобладающей в Дагестане.
• • • Анализ материалов свидетельствует о том, что интенсивность распада большой семьи в Дагестане происходил неравномерно.
Раньше этот процесс проистекал у тех народов Дагестана, которые были втянуты в товарноденежные отношения.
Поэтому большие «неразделенные» семьи в Дагестане продолжали сохраняться большей частью в горах, где для добывания средств существования требовалось большое число рук.
Большие семейные группы у отдельных народов Дагестана сохранялись до 30-х гг.
XX века.2 У малоземельных и матоскотных крестьянских хозяйств Дагестана большие семьи были непрочными.
С ростом производительности труда и с проникновением в дагестанскую семью капиталистических отношений предотвратить разложение пережиточно сохранившихся больших семей в Дагестане было невозможно.
Таким образом, в первой половине XIX в.
большая семья в Дагестане, можно сказать, разложилась окончательно.
В условиях неразвитости капиталистических отношений в дагестанском ауле образовались «отцовские» и «братские» семьи с узким кругом лиц родственников по прямой линии родства.
Они отпочковывались и выделялись в самостоятельные ячейки.
«Люди одного дома» так назывались семьи переходного этапа, при переходе от большой к малой, индивидуальной семье.
Они сохраняли хо1 Агларов М.А.
Земледелие и скотоводство Южного Дагестана // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН.
Ф.З.
Оп.З.
Д.314.
Л.
10.
2 Гаджиева С.Ш.
Семья и брак у народов Дагестана в XIX нач.
XX вв.
М., 1985.
С.41.

[Back]