«хотя и строили для себя отдельные дома» . По описанию Б. Долгата, «...в состав большой семьи ингушей, проживавших в горной и низменной части под одной кровлей, входили целые поколения: родители, дети и внуки»179 180. Анализ материалов свидетельствует о том, что интенсивность распада большой семьи в Ингушетии происходил неравномерно. Раньше этот процесс проистекал у тех народов Северного Кавказа, которые были втянуты в товарно-денежные отношения. Поэтому большие «неразделенные» семьи в Ингушетии продолжали сохраняться большей частью в горах, где для добывания средств существования требовалось большое число рук. Большие семейные группы у отдельных севсро кавказских народов сохранялись до 30х гг. XX века181. Неразделенная семья, как характерный компонент семейной общины, пользовалась большим авторитетом в обществе. «Она гордилась своей многочисленностью, в особенности большим количеством мужчин».182 У малоземельных крестьянских хозяйств Ингушетии большие семьи были непрочными. С ростом производительности труда и с проникновением в семью капиталистических отношений предотвратить разложение пережиточно сохранившихся больших семей в Ингушетии было невозможно. Таким образом, в первой половине XIX в. большая семья в Ингушетии, можно сказать, разложилась окончательно. В условиях неразвитости капиталистических отношений в ингушском селе образовались «отцовские» и «братские» семьи с узким кругом лиц родственников по прямой линии родства. Они отпочковывались и выделялись в самостоятельные ячейки. «Люди одного дома» так назывались семьи переходного этапа, при переходе от большой к малой, индивидуальной семье. Они сохраняли хозяйственное, бытовое и идеологическое единство. 179 Харузин И. Заметки о краеведческом быте чеченцев и ингушей // Сборник материалов по этнографии.-М., 1888. Т.111. С. 122-123. 180 Далгат Б. Материалы по обычному праву ингушей // Изв. Ингуш. НИИ краеведения. Владикавказ. 1930. Т. II III. С. 350-351. 81 Кудусова Ф.И. Семья и семейный быт ингушей. Грозный: «Книга», 1991. 80с. 1,42 Итонишвнли В.Д. Пережитки семейной общины горной Ингушетии. Т. II. С. 32-33. I ИЗ |
4 1 РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ^•.слчотехл муж. Старший брат при этом обязан был оказывать поддержку младшему, заменяя ему родителей. На старшем брате также лежала забота о содержании младших сестер до их совершеннолетия и выдаче их замуж.1 В рассматриваемое время в Дагестане существовали две формы семьи: большая патриархальная семья в пережиточной форме, которая называется в научной литературе к'ак «неразделенная» и другая форма это малая индивидуальная семья, которая в изучаемое время являлась преобладающей в Дагестане. • • • Анализ материалов свидетельствует о том, что интенсивность распада большой семьи в Дагестане происходил неравномерно. Раньше этот процесс проистекал у тех народов Дагестана, которые были втянуты в товарноденежные отношения. Поэтому большие «неразделенные» семьи в Дагестане продолжали сохраняться большей частью в горах, где для добывания средств существования требовалось большое число рук. Большие семейные группы у отдельных народов Дагестана сохранялись до 30-х гг. XX века.2 У малоземельных и матоскотных крестьянских хозяйств Дагестана большие семьи были непрочными. С ростом производительности труда и с проникновением в дагестанскую семью капиталистических отношений предотвратить разложение пережиточно сохранившихся больших семей в Дагестане было невозможно. Таким образом, в первой половине XIX в. большая семья в Дагестане, можно сказать, разложилась окончательно. В условиях неразвитости капиталистических отношений в дагестанском ауле образовались «отцовские» и «братские» семьи с узким кругом лиц родственников по прямой линии родства. Они отпочковывались и выделялись в самостоятельные ячейки. «Люди одного дома» так назывались семьи переходного этапа, при переходе от большой к малой, индивидуальной семье. Они сохраняли хо1 Агларов М.А. Земледелие и скотоводство Южного Дагестана // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.З. Д.314. Л. 10. 2 Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX нач. XX вв. М., 1985. С.41. |