Проверяемый текст
Гаджиева Марьям Исламовна. Семья Дагестана в традиционном и современном обществе (Диссертация 2004)
[стр. 114]

«Неразделенная» семья в Ингушетии, как известно, состояла из нескольких поколений близких родственников.
Помимо родителей, женатых сыновей и внуков в такой семье жили не определившиеся сыновья, дочери, братья и сестры, а также тети и дяди со стороны родителей.
Экономической основой «неразделенной» семьи было общее хозяйство и коллективное потребление продуктов производства.
Земля, дом и скот были собственностью семьи.
Глава семьи не избирался, права к нему переходили по наследству.
Женщина в «неразделенной» семье была распорядительницей домашнего бюджета и управляла хозяйством семьи.
«Неразделенная» семья в
Ингушетии больше сохранялась в зажиточных семьях.
Женщина в «неразделенной» семье была
равноправной в имущественном отношении.
Но в праве наследования имуществом по шариату ее права сильно урезывались, но не уничтожались, как в Римском праве.
В формировании такого рода отношений женщины с мужчинами большую роль сыграло ее место в семейно-бытовой и имущественной сфере семьи.
Многие
исследователи семейного быта в Ингушетии отмечают большую роль женщины в сфере семейных отношений.
Жена хозяина дома являлась основной распорядительницей в доме.
Ей подчинялись снохи, с ней считались и мужчины.
Она участвовала в семейных советах, распоряжалась на свадьбах, праздниках и г.д.
Отец считался патриархом, авторитет его был непререкаем.
Все важные вопросы взаимоотношений с другими родами, общественного быта решались главой семьи.
«В делах, касающихся дома, между мужчинами и женщинами было строгое распределение труда и обязанностей, мать, жена главы дома была полновластной хозяйкой.
В доме вайнахов жена была не служанкой, как это привыкли понимать, а хозяйкой».
Вмешиваться в функции хозяйки считалось предосудительным.
Имущество «неразделенной» семьи делилось формально между сыновьями и дочерьми.
Если старший сын с семьей жил в
сельском поселении, то глава семьи и младший из сыновей со своей семьей жили на фермерском 183 114 Мамакаев М.
Чеченский тейп (род) и процесс его разложения.
Грозный, 1962.
С.9.
[стр. 42]

42 зяйственное, бытовое и идеологическое единство.
Описывая большую семью в Дагестане, проф.
С.Ш.Гаджиева писала, что она включала до трех и четырех поколений близких родственников.
Средний состав такой семьи состоял из 24-2$ человек.
Редко встречались семьи, насчитывающие 45^7 человек.
В составе большой семьи лезгин, описанных С.С.Агашириновой, проживало одновременно от 30 до 60 человек.
У лакцев, описанных А.Г.Булатовой, проживало от 20 до 25 человек.
А.Г.Булатова называет такую семью «неразделенной» и связывает ее с наличием в Дагестане отходничества.1 «Неразделенная» семья в Дагестане, как известно, состояла из нескольких поколений близких родственников.
Помимо родителей, женатых сыновей и внуков в такой семье жили не определившиеся сыновья, дочери, братья и сестры, а также тети и дяди со стороны родителей.
Экономической основой «неразделенной» семьи было общее хозяйство и коллективное потребление продуктов производства.
Земля, дом и скот были собственностью семьи.
Глава семьи не избирался, права к нему переходили по наследству.
Женщина в «неразделенной» семье была
распорядительницей домашнего бюджета и управляла хозяйством семьи.
«Неразделенная» семья в
Дагестане больше сохранялась в зажиточных семьях.
Этим в основном объяснялись пережиточно сохранившиеся в Дагестане сильные и слабые тухумы.
Женщина в «неразделенной» семье была равноправной в имущественном отношении.
Но в праве наследования имуществом по шариату ее права сильно урезывались, но не уничтожались, как в Римском праве.
В формировании такого рода отношений женщины с мужчинами большую роль сыграло ее место в семейно-бытовой и имущественной сфере семьи.
Многие
исследо1 Гаджиева С.Ш.
Семья и семейный быт народов Дагестана, Махачкала, 1967.
С.
10; Агаширинова С.С.
Патронимия у лезгин // Уч.
зап.
ИИЯЛ им.
Г.Цадасы.
Даг.
ФАН СССР.
Сер.
историч.
1964.
Т.Х1Х.
С.308-322; Булатова А.Г.
Лакцы: Историко-этнографическое исследование.
Махачкала, 2000.
С.258-262.


[стр.,43]

43 ватели семейного быта в Дагестане отмечают большую роль женщины в сфере семейных отношений.
Например, М.М.Ковалевский называет брак в горах как обретение жены работницы.1 Имущество «неразделенной» семьи делилось формально между сыновьями и дочерьми.
Если старший сын с семьей жил в
ауле, то глава семьи и младший из сыновей со своей семьей жили на фермерском хуторском хозяйстве.
Такого рода проживание обеспечивало дагестанскую семью полным хозяйственным циклом и укладом жизни.
Семьи, формально «неразделенные», сохраняли взаимные обязанности в выполнении сельхозработ и в присмотре за скотом.
Например, один из членов семьи, который проживал в ауле, летом переселялся на «альпийские луга», где он присматривал за скотом вместе с чабанами.
Они здесь получали продукты от животноводства и отправляли их семье в аул.
В ауле, в свою очередь, засевали поле, за которым присматривали все лето.
Урожай отвозили на зимние пастбища, а скот вместе с трудоспособными членами семьи перегоняли в аул.
Вероятно, в этих условиях сложился институт приглашения зимой мужчин в аул, так как на зимовку в ауле оставались только женщины, дети и немощные старики.
Приглашенные мужчины в аул выполняли работы, связанные с хозяйством дагестанской семьи.2 Перед нами документ, свидетельствующий о пребывании мужчин на зимних пастбищах в горах Дагестана: «Мы дидои спускаемся с гор не только для пастьбы овец и скота, а преимущественно для добывания пропитания своим семьям, т.к.
урожаи, которые дают наши поля, могут прокормить наши семьи 4-5 месяцев в году, да и то при хорошем урожае.
На остальное время мы достаем для себя пропитание в Кахетии, куда спускаемся вместе с семья1 Ковалевский М.М.
Закон и обычаи на Кавказе.
М., 1890.
Т.1.
С.
144.
2 Кобычев В.Н.
Традиционное занятие народов Северного Кавказа // КЭС.
М., 1980.
Т.УИ.
С-91.

[Back]