хуторском хозяйстве. Такого рода проживание обеспечивало ингушскую семью полным хозяйственным циклом и укладом жизни. Семьи, формально «неразделенные», сохраняли взаимные обязанности в выполнении сельхозработ и в присмотре за скотом. Например, один из членов семьи, который проживал в селе, летом переселялся на «альпийские луга», где он присматривал за скотом вместе с чабанами. Они здесь получали продукты от животноводства и отправляли их семье в поселение. В селе, в свою очередь, засевали поле, за которым присматривали все лето. Урожай отвозили на зимние пастбища, а скот вместе с трудоспособными членами семьи перегоняли в поселок. Вероятно, в этих условиях сложился институт приглашения зимой мужчин, так как на зимовку в селе оставались только женщины, дети и 1 V I немощные старики. ‘. Скот и земля в ингушской семье обычно находились в частном владении, и считались «неразделенной» собственностью семьи. Скот и земля отчуждались независимо от вида земельных отношений, которые оговаривались при дележе и продаже земли. Скот выделялся в качестве приданного для невесты и выделялся сыновьям при женитьбе. Содержание скота, как известно, было надворным в хлеву, в селе185. Таким образом, с проникновением в ингушскую семью капиталистических товарно-денежных отношений, с ростом в ней имущественного неравенства, с разложением се хозяйства, с усилением отходничества, с появлением внутри семьи частно-собственических отношений патриархальные «неразделенные» семьи в Ингушетии постепенно изживали себя, хотя на последующих этапах развития они продолжали существовать в пережиточной форме, наряду с малыми семьями. Они существовали в Ингушетии повсеместно, составляя три, а иногда и четыре и даже пять поколений родственников и, включая в свой состав несколько 154 154 Кобычсв В.Н. Традиционное занятие народов Северного Кавказа // КЭС. М., 1980.Т.VII.С.91. 13:> Итонишвили В.Д. Пережитки семейной общины в горной Ингушетии. -М., Т.И. С. 172. 115 |
43 ватели семейного быта в Дагестане отмечают большую роль женщины в сфере семейных отношений. Например, М.М.Ковалевский называет брак в горах как обретение жены работницы.1 Имущество «неразделенной» семьи делилось формально между сыновьями и дочерьми. Если старший сын с семьей жил в ауле, то глава семьи и младший из сыновей со своей семьей жили на фермерском хуторском хозяйстве. Такого рода проживание обеспечивало дагестанскую семью полным хозяйственным циклом и укладом жизни. Семьи, формально «неразделенные», сохраняли взаимные обязанности в выполнении сельхозработ и в присмотре за скотом. Например, один из членов семьи, который проживал в ауле, летом переселялся на «альпийские луга», где он присматривал за скотом вместе с чабанами. Они здесь получали продукты от животноводства и отправляли их семье в аул. В ауле, в свою очередь, засевали поле, за которым присматривали все лето. Урожай отвозили на зимние пастбища, а скот вместе с трудоспособными членами семьи перегоняли в аул. Вероятно, в этих условиях сложился институт приглашения зимой мужчин в аул, так как на зимовку в ауле оставались только женщины, дети и немощные старики. Приглашенные мужчины в аул выполняли работы, связанные с хозяйством дагестанской семьи.2 Перед нами документ, свидетельствующий о пребывании мужчин на зимних пастбищах в горах Дагестана: «Мы дидои спускаемся с гор не только для пастьбы овец и скота, а преимущественно для добывания пропитания своим семьям, т.к. урожаи, которые дают наши поля, могут прокормить наши семьи 4-5 месяцев в году, да и то при хорошем урожае. На остальное время мы достаем для себя пропитание в Кахетии, куда спускаемся вместе с семья1 Ковалевский М.М. Закон и обычаи на Кавказе. М., 1890. Т.1. С. 144. 2 Кобычев В.Н. Традиционное занятие народов Северного Кавказа // КЭС. М., 1980. Т.УИ. С-91. 44 ми на заработки».1 2 В Дагестане наблюдались ситуации, когда «неразделенная» дагестанская семья в хозяйственном и имущественном отношении была формально разделена и жила в разных зонах Дагестана за десятки и сотни километров друг от друга. Однако она сохраняла корпоративные отношения, и такая семья укреплялась экономически вследствие поддержки земляческими и куначескими отношениями, а также на основе взаимообмена товаров и услуг. В этом случае хозяйство дагестанской семьи дробилось на дислокальные группы, т.е. на ячейки, которые сохраняли между собой социальные и л управленческие функции. Форма скотоводства, являющаяся в Дагестане отгонной, была связана с определенными типами семейных отношений, являясь одновременно причиной возникновения и консервации уклада жизни «неразделенной» дагестанской семьи. Для внутреннего и высокогорного Дагестана такая форма хозяйства семьи была характерна благодаря проникновению в семью капиталистических отношений. Скот и земля в дагестанской семье обычно находились в частном владении, и считались «неразделенной» собственностью семьи. Скот и земля отчуждались независимо от вида земельных отношений, которые оговаривались при дележе и продаже земли. Скот выделялся в качестве приданного для невесты и выделялся сыновьям при женитьбе. Содержание скота, как известно, было надворным в хлеву, в ауле.3 Таким образом, с проникновением в дагестанскую семью капиталистических товарно-денежных отношений, с ростом в ней имущественного неравенства, с разложением ее хозяйства, с усилением отходничества, с появлением внутри семьи частно-собственических отношений патриархальные «не1 Магомедов Д. Занятие населения Дидо // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.1. Д.218. Л.37. 2 Агларов М.А. Хозяйственные основы сельской общины в Нагорном Дагестане в XVIII нач. XIX вв. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.З. Д.482. Л. 15. 3 Там же. 45 разделенные» семьи в Дагестане постепенно изживали себя, хотя на последующих этапах развития они продолжали существовать в пережиточной форме, наряду с малыми семьями. Они существовали в Дагестане повсеместно, составляя три, а иногда и четыре и даже пять поколений родственников и, включая в свой состав несколько брачных пар. В первой половине XIX в. пережиточно сохранившиеся «неразделенные» семьи в Дагестане отличались от малой индивидуальной семьи общесемейной собственностью. Сохранению таких семей в Дагестане способствовало малоземелье, низкий уровень производства, натуральный характер хозяйства семьи, а также адаты и религия, по которым сыновья не могли отделиться при жизни от родителей. Дагестанцы, как известно, с незапамятных времен жили большими семьями. В состав такой семьи обычно, входило от 10 до 40, а то и более дворов. Вместе они составляли тухум. Люди одного тухума считали себя членами одной семьи и поэтому соблюдали между собой тесные экономические и идеологические связи и отношения. Тухумные связи и отношения обрекали дагестанские народы на изоляцию, мешая сплочению их с другими родственными дагестанскими народами.1 В первой половине XIX в. тухумы в Дагестане стали постепенно распадаться на патронимические семьи. Они были строго эндогамными. Все члены такой семьи считали себя родственниками и вступали друг с другом в брачные отношения. В изучаемое время эндогамные запреты в Дагестане постепенно стали ослабевать и уже немногие придерживались их. В брак стали вступать люди из разных тухумов и разных аулов. В настоящее время, когда само понятие патронимической семьи превратилось в фикцию, трудно определить их социальное происхождение. В русской историографии их принято называть «кланами», что означает люди одного села. Дагестанцы хорошо помнят о коренном своем происхождении. КульАгларов М.А. Хозяйственные основы сельской общины в Нагорном Дагестане в XVIII нач. XIX вв. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.З. Д.482. Л. 15. |