Проверяемый текст
Гаджиева Марьям Исламовна. Семья Дагестана в традиционном и современном обществе (Диссертация 2004)
[стр. 119]

Югославии Ю.В.
Бромлей, со временем превращались одна в другую .
Необходимо также отметить, что хотя такие семьи в
Ингушетии существовали в первой половине XIX века, но точной статистики по их динамике нет.
Известно, что при низком производстве, существование «неразделенных» промежуточных семей в
Ингушетии становилось реальностью.
Они отличались малоземельем, отсутствием скота и орудий производства, низким уровнем обработки земли.
Такое положение, когда после распада «неразделенной» промежуточной семьи малые семьи продолжали существовать, содержа общее хозяйство и скот, сохранялось до тех пор, пока малая индивидуальная семья не накапливала необходимые средства, чтобы выделиться.
Такое положение в
Ингушетии в первой половине XIX века наблюдалось почти у всех народов192 193.
Основной хозяйственной структурой в новых условиях становилась малая индивидуальная семья при сохранении, однако же, больших семей с различными ее формами и вариациями.
Разделы семей в это время большей частью происходили после смерти родителей, и они вызывались раздорами между братьями и невестками по поводу наследуемого имущества.
Но
главная причина большой «неразделенной» семьи в Ингушетии заключалась в частной форме потребления, стимулировавшей индивидуальное производство семьи, что становилось особенно заметным в первой половине XIX века.
Еще при жизни своей родители старались обеспечить детей имуществом.
Поэтому, разделом имущества после смерти родителей в
ингушских семьях занимались за редким исключением.
Брак также служил поводом для раздела имущества семьи.
В брак должны были вступать старшие
но возрасту сыновья и дочери.
Вступающему в брак выделялась та доля имущества, которая полагалась по адату и шариату.
Сын, вступающий в брак, приобретал долю родительского имущества и строил себе дом, куда приводил для себя молодую жену.

192 Бромлей Ю.В., Кашуба Н.С.
Брак и семья у народов Югославии.
М., 1982.С.Ю0.

Кудусова Ф.И.
Семья и семейный быт ингушей.
-Грозный: «Книга», 1991.80с.
10? 119
[стр. 48]

48 исторически, формировалась торговля между семьями в зависимости от профиля хозяйства и от спроса на рынке.
Не случайно, поэтому, базары в Центральном и во Внутреннем Дагестане были большими, а очень большие базары (ярмарки) собирались здесь раз в году.
Таким образом, распад «неразделенных» промежуточных семей в Дагестане в конечном итоге привел к образованию малых индивидуальных семей.
Но малые индивидуальные семьи в Дагестане как новая структура общества в это время были еще неустойчивыми.
Они переходили из одного состояния в другое.
Эти две формы семьи, как пишет о подобных семьях Югославии Ю.В.Бромлей, со временем превращались одна в другую.1 Необходимо также отметить, что хотя такие семьи в Дагестане существовали в первой половине XIX века, но точной статистики по их динамике нет.
Известно, что при низком производстве, существование «неразделенных» промежуточных семей в
Дагестане становилось реальностью.
Они отличались малоземельем, отсутствием скота и орудий производства, низким уровнем обработки земли.
Такое положение, когда после распада «неразделенной» промежуточной семьи малые семьи продолжали существовать, содержа общее хозяйство и скот, сохранялось до тех пор, пока малая индивидуальная семья не накапливала необходимые средства, чтобы выделиться.
Такое положение в
Дагестане в пер.
пол.
XIX века наблюдалось почти у всех
народов.2 Основной хозяйственной структурой в новых условиях становилась малая индивидуальная семья при сохранении, однако же, больших семей с различными ее формами и вариациями.
Разделы семей в это время большей частью происходили после смерти родителей, и они вызывались раздорами между братьями и невестками по поводу наследуемого имущества.
Но
глав1 Бромлей Ю.В., Кашуба Н.С.
Брак и семья у народов Югославии.
М., 1982.
С.

100.
2 Гаджиева С.Ш.
Семья и брак у народов Дагестана в XIX нач.
XX вв.
М., 1965.
С.63.


[стр.,49]

49 ная причина большой «неразделенной» семьи в Дагестане заключалась в частной форме потребления, стимулировавшей индивидуальное производство семьи, что становилось особенно заметным в первой половине XIX века.
Еще при жизни своей родители старались обеспечить детей имуществом.
Поэтому, разделом имущества после смерти родителей в
дагестанских семьях занимались за редким исключением.
Брак также служил поводом для раздела имущества семьи.
В брак должны были вступать старшие
по возрасту сыновья и дочери.
Вступающему в брак выделялась та доля имущества, которая полагалась по адату и шариату.
Сын, вступающий в брак, приобретал долю родительского имущества и строил себе дом, куда приводил для себя молодую жену.

Родительским домом в индивидуальной семье наследовал младший сын, где вместе с его семьей доживали до конца своих дней его престарелые родители.
Поэтому ему вместе с заботами о стареющих родителях передавалась большая часть имущества семьи.
В этом обычае отразились определенные привилегии младшего сына наследника в праве наследования родительским домом и имуществом.
Правом наследования родительским домом и имуществом, старшие сыновья и дочери не пользовались.
Если по обычному праву им ничего не полагалось, то по мусульманскому праву каждый член семьи имел свою долю в наследственном имуществе своих родителей.
В наследственном праве мусульманская религия уравнивала сыновей и дочерей и других членов семьи, с некоторыми привилегиями для мужской части семьи.
Форма семьи, ее структура и численность также были связаны с принадлежностью к социальной структуре общества и с имуществом семьи.
Экономически сильные дагестанские семьи сохраняли себя по традиции и не дробились на малые семьи.
Традиция сохранения большесемейного уклада в бедняцкой крестьянской среде диктовалась хозяйственными и бытовыми условиями жизни.
Имел также значение нравственный фактор.
Большая семья в Дагестане дольше сохранялась там, где отсутствовали причины для внутри

[Back]