Проверяемый текст
Гаджиева Марьям Исламовна. Семья Дагестана в традиционном и современном обществе (Диссертация 2004)
[стр. 120]

"Родительским домом в индивидуальной семье наследовал младший сын, где вместе с его семьей доживали до конца своих дней его престарелые родители.
Поэтому ему вместе с заботами о стареющих родителях передавалась большая часть имущества семьи.
В этом обычае отразились определенные привилегии младшего сына наследника в праве наследования родительским домом и имуществом.
Правом наследования родительским домом и имуществом, старшие сыновья и дочери не пользовались.
Если по обычному праву им ничего не полагалось, то по мусульманскому праву каждый член семьи имел свою долю в наследственном имуществе своих родителей.
В наследственном праве мусульманская религия уравнивала сыновей и дочерей и других членов семьи, с некоторыми привилегиями для мужской части семьи.
Форма семьи, ее структура и численность также были связаны с принадлежностью к социальной структуре общества и с имуществом семьи.
Экономически сильные
ингушские семьи сохраняли себя по традиции и не дробились на малые семьи.
Традиция сохранения большесемейного уклада в бедняцкой крестьянской среде диктовалась хозяйственными и бытовыми условиями жизни.
Имел также значение нравственный фактор.
Большая семья в
Ингушетии дольше сохранялась там, где отсутствовали причины для внутрисемейных раздоров и конфликтов.
Таким образом, процесс распада «неразделенной» семьи в
Ингушетии в первой половине XIX века происходил по разным причинам и зависел от социально-политических и экономических отношений.
Использованный нами материал свидетельствует о том, что преобладающей формой семьи в
Ишушетии в первой половине XIX века как в горной, так и на равнинной ее части была малая индивидуальная семья.
Вместе с тем, в процессе разложения «неразделенной» семьи и при переходе ее в малую форму образовались промежуточные семьи, которые явились поздними ее вариантами.
Численность членов в такой семье значительно сократилась.
Семья состояла из двух-трех поколений родства.
Старшее поколение в семье составляли отец и
120
[стр. 49]

49 ная причина большой «неразделенной» семьи в Дагестане заключалась в частной форме потребления, стимулировавшей индивидуальное производство семьи, что становилось особенно заметным в первой половине XIX века.
Еще при жизни своей родители старались обеспечить детей имуществом.
Поэтому, разделом имущества после смерти родителей в дагестанских семьях занимались за редким исключением.
Брак также служил поводом для раздела имущества семьи.
В брак должны были вступать старшие по возрасту сыновья и дочери.
Вступающему в брак выделялась та доля имущества, которая полагалась по адату и шариату.
Сын, вступающий в брак, приобретал долю родительского имущества и строил себе дом, куда приводил для себя молодую жену.
Родительским домом в индивидуальной семье наследовал младший сын, где вместе с его семьей доживали до конца своих дней его престарелые родители.
Поэтому ему вместе с заботами о стареющих родителях передавалась большая часть имущества семьи.
В этом обычае отразились определенные привилегии младшего сына наследника в праве наследования родительским домом и имуществом.
Правом наследования родительским домом и имуществом, старшие сыновья и дочери не пользовались.
Если по обычному праву им ничего не полагалось, то по мусульманскому праву каждый член семьи имел свою долю в наследственном имуществе своих родителей.
В наследственном праве мусульманская религия уравнивала сыновей и дочерей и других членов семьи, с некоторыми привилегиями для мужской части семьи.
Форма семьи, ее структура и численность также были связаны с принадлежностью к социальной структуре общества и с имуществом семьи.
Экономически сильные
дагестанские семьи сохраняли себя по традиции и не дробились на малые семьи.
Традиция сохранения большесемейного уклада в бедняцкой крестьянской среде диктовалась хозяйственными и бытовыми условиями жизни.
Имел также значение нравственный фактор.
Большая семья в
Дагестане дольше сохранялась там, где отсутствовали причины для внутри

[стр.,50]

50 семейных раздоров и конфликтов.
Таким образом, процесс распада «неразделенной» семьи в
Дагестане в первой половине XIX века происходил по разным причинам и зависел от социально-политических и экономических отношений.
Использованный нами материал свидетельствует о том, что преобладающей формой семьи в
Дагестане в первой половине XIX века как в горной, так и на равнинной ее части была малая индивидуальная семья.
Вместе с тем, в процессе разложения «неразделенной» семьи и при переходе ее в малую форму образовались промежуточные семьи, которые явились поздними ее вариантами.
Численность членов в такой семье значительно сократилась.
Семья состояла из двух-трех поколений родства.
Старшее поколение в семье составляли отец и
мать.
В ней продолжали сохраняться черты общности хозяйства большой семьи: неразделенное владение землей, скотом и орудиями производства.
Поженившиеся сыновья составляли отдельные семьи, как части «неразделенной» семьи.
Семьи эти жили в отдельном доме, но владели общим имуществом и инвентарем.
В таких семьях главою хозяйства считался старший мужчина, а после его смерти главою хозяйства семьи становилась старшая женщина мать, или старший сын.
Глава семьи пользовался властью в пределах вопросов, относящихся к семье.
Он мог отделить кого угодно, дать ему имущество или не дать.
Но он не вмешивался в дела малой семьи.
Эту роль выполняла старшая женщина мать, которая была помощницей хозяина дома.1 В ее руках были продовольственные запасы, ключи от кладовых, хранилищ и сундуков.
Она, как известно, считалась хранительницей домашнего очага.
Ее власть над другими женщинами была регламентирована горскими обычаями, нормами уважения старших младшими.
Она занимала почетное место в семье после смерти мужа.
Такая женщина могла главенствовать 1 Смирнова Я.С.
Положение старшей женщины у народов Кавказа и его историческое толкование // КЭС.
М., 1984.
Т.8.
С.22-37.

[Back]