Проверяемый текст
Гаджиева Марьям Исламовна. Семья Дагестана в традиционном и современном обществе (Диссертация 2004)
[стр. 121]

мать.
В ней продолжали сохраняться черты общности хозяйства большой семьи: неразделенное владение землей, скотом и орудиями производства.
Поженившиеся сыновья составляли отдельные семьи, как части «неразделенной» семьи.
Семьи эти жили в отдельном доме, но владели общим имуществом и инвентарем.
В таких семьях главою хозяйства считался старший мужчина, а после его смерти главою хозяйства семьи становилась старшая женщина мать, или старший сын.
Глава семьи пользовался властью в пределах вопросов, относящихся к семье.
Он мог отделить, кого угодно, дать ему имущество или не дать.
Но он не вмешивался в дела малой семьи.
Эту роль выполняла старшая женщина мать, которая была помощницей хозяина
194 дома .
В ее руках были продовольственные запасы, ключи от кладовых, хранилищ и сундуков.
Она, как известно, считалась хранительницей домашнего очага.

Не власть над другими женщинами была регламентирована горскими обычаями, нормами уважения старших младшими.
Она занимала почетное место в семье после смерти мужа.
Такая женщина могла главенствовать
семьей, если не было в семье более достойного человека.
Положение женщины в «неразделенной» семье исторически характеризовалось как пережиточная форма матриархата*
195.
Большая семья Ф.Энгельсом рассматривалась как пережиточная форма
семьи групповой, основанная на материнском праве196.
М.О.
Косвен рассматривал большую семью как универсальное явление для Кавказа и как семейную общину.
Он писал: «Не может быть сомнения в том, что семейная община была свойственна всем народам Кавказа на соответствующем этапе их истории, с той лишь разницей, что у одних народов она распалась раньше, у
191 Смирнова Я.С.
Положение старшей женщины у народов Кавказа и его историческое толкование// КЭС.
М., 1984.
Т.8.
С.22-37.

195Смирнова Я.С.
Положение старшей женщины у народов Кавказа и его историческое толкование // КЭС.
М., 1984.
Т.8.
С.22-37.

196 Энгельс Ф.
Происхождение семьи, частной собственности и государства //К.Маркс, Ф.Энгельс.
Соч.М., 1961.
Т.21.
С.21-178.

121
[стр. 50]

50 семейных раздоров и конфликтов.
Таким образом, процесс распада «неразделенной» семьи в Дагестане в первой половине XIX века происходил по разным причинам и зависел от социально-политических и экономических отношений.
Использованный нами материал свидетельствует о том, что преобладающей формой семьи в Дагестане в первой половине XIX века как в горной, так и на равнинной ее части была малая индивидуальная семья.
Вместе с тем, в процессе разложения «неразделенной» семьи и при переходе ее в малую форму образовались промежуточные семьи, которые явились поздними ее вариантами.
Численность членов в такой семье значительно сократилась.
Семья состояла из двух-трех поколений родства.
Старшее поколение в семье составляли отец и мать.
В ней продолжали сохраняться черты общности хозяйства большой семьи: неразделенное владение землей, скотом и орудиями производства.
Поженившиеся сыновья составляли отдельные семьи, как части «неразделенной» семьи.
Семьи эти жили в отдельном доме, но владели общим имуществом и инвентарем.
В таких семьях главою хозяйства считался старший мужчина, а после его смерти главою хозяйства семьи становилась старшая женщина мать, или старший сын.
Глава семьи пользовался властью в пределах вопросов, относящихся к семье.
Он мог отделить кого угодно, дать ему имущество или не дать.
Но он не вмешивался в дела малой семьи.
Эту роль выполняла старшая женщина мать, которая была помощницей хозяина
дома.1 В ее руках были продовольственные запасы, ключи от кладовых, хранилищ и сундуков.
Она, как известно, считалась хранительницей домашнего очага.

Ее власть над другими женщинами была регламентирована горскими обычаями, нормами уважения старших младшими.
Она занимала почетное место в семье после смерти мужа.
Такая женщина могла главенствовать
1 Смирнова Я.С.
Положение старшей женщины у народов Кавказа и его историческое толкование // КЭС.
М., 1984.
Т.8.
С.22-37.


[стр.,51]

51 семьей, если не было в семье более достойного человека.
Положение женщины в «неразделенной» семье исторически характеризовалось как пережиточная форма матриархата.1
2 Большая семья Ф.Энгельсом рассматривалась как пережиточная форма л семьи групповой, основанная на материнском праве.
М.О.Косвен рассматривал большую семью как универсальное явление для Кавказа и как семейную общину.
Он писал: «Не может быть сомнения в том, что семейная община была свойственна всем народам Кавказа на соответствующем этапе их истории, с той лишь разницей, что у одних народов она распалась раньше, у
других позже».3 Исследователи дагестановеды высказывают сомнение по поводу существования у горских народов Дагестана, в частности у аварцев и у даргинцев, большой семьи.4 Однако исторический и этнографический материал по народам Южного Дагестана, например по рутульцам, располагает конкретными примерами о том, что в прошлом у рутульцев, как и у других народов Южного Дагестана в пер.
пол.
XIX в.
существовала семейная община, хотя она не была классической формой общины, а представляла собой ее поздний тип.5 Бытовавшие в то время на Кавказе «неразделенные» большие семьи объяснялись особенностями хозяйственного уклада жизни.
Такие же семьи сохранялись и в Дагестане, благодаря отгонному животноводству и специфике хозяйства крестьянской семьи.
Члены такой семьи помимо животноводства занимались земледелием и домашними промыслами.
Женщины, например, вместе с мужчинами уходили в горы на летние пастбища, а взрослые дети подрабатывали в ауле, чем могли.
Если в «неразделенной» семье было не1 Смирнова Я.С.
Положение старшей женщины у народов Кавказа и его историческое толкование // КЭС.
М., 1984.
Т.8.
С.22-37.

2 Энгельс Ф.
Происхождение семьи, частной собственности и государства // К.Маркс, Ф.Энгельс.
Соч.
М., 1961.
Т.21.
С.21-178.

3 Косвен М.О.
Этнография и история Кавказа.
М., 1961.
С.
102.
4 Агларов М.А.
Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII начале XIX в.
М., 1988.
С.
105.
5 Там же.

[Back]