Проверяемый текст
Гаджиева Марьям Исламовна. Семья Дагестана в традиционном и современном обществе (Диссертация 2004)
[стр. 122]

других позже» .
■Бытовавшие в то время на Кавказе «неразделенные» большие семьи объяснялись особенностями хозяйственного уклада жизни.
Такие же семьи сохранялись и в
Ингушетии, благодаря отгонному животноводству и специфике хозяйства крестьянской семьи.
Члены такой семьи помимо животноводства занимались земледелием и домашними промыслами.
Женщины, например, вместе с мужчинами уходили в горы на летние пастбища, а взрослые дети подрабатывали в ауле, чем могли.
Если в «неразделенной» семье было
несколько братьев, сестер, то между ними происходила конкурентная специализация, кто мог лучше ухаживать за скотом, лучше присматривать за хозяйством.
При таком стиле ведения хозяйства оно становилось производительным, рентабельным и в
19Хтакой семье человек чувсгвовал себя защищенным .
Как информируют старожилы, глава «отцовской» семьи не проявлял жестокости и деспотизма.
Он старался принимать решения, посоветовавшись со взрослыми членами семьи.
Это было связано с разложением института «неразделенной» и «отцовской» семьи, но не с демократизацией внутрисемейных отношений.
Власть главы семьи
была наследственной и переходила к старшему сыну после смерти отца, соблюдался при этом принцип старшинства, но не принцип выборности, как у некоторых других народов Ингушетии и Кавказа.
М.О.'Косвен писал: «Избрание главы семейной общины было пожизненным.
Однако в случае его дряхлости избирали другого, того, кто умел вести хозяйство, не злоупотребляя властью.
В противном случае он мог быть смещен решением
199 семьи» .
Если в «отцовской» семье регулятором семейных отношений был глава семьи, который мог проявить жестокость при необходимости, то в «братских» «неразделенных» семьях все было иначе, т.к.
такого рода семьи имели склонность
197 * 197 Косвен М.О.
Этнография и история Кавказа.
М., 1961.
С.

102.

!9'4 Булатова А.Г.
Рутульцы.
Историко-этнографическое исследование // РФИИАЭ
ИПЦРАН.
Ф.З.
Оп.З.
Д.775.
Л.200.
199 Косвен М.О.
Этнография и история Кавказа.
М., 1961.
С.

109.

122
[стр. 51]

51 семьей, если не было в семье более достойного человека.
Положение женщины в «неразделенной» семье исторически характеризовалось как пережиточная форма матриархата.1 2 Большая семья Ф.Энгельсом рассматривалась как пережиточная форма л семьи групповой, основанная на материнском праве.
М.О.Косвен рассматривал большую семью как универсальное явление для Кавказа и как семейную общину.
Он писал: «Не может быть сомнения в том, что семейная община была свойственна всем народам Кавказа на соответствующем этапе их истории, с той лишь разницей, что у одних народов она распалась раньше, у других позже».3 Исследователи дагестановеды высказывают сомнение по поводу существования у горских народов Дагестана, в частности у аварцев и у даргинцев, большой семьи.4 Однако исторический и этнографический материал по народам Южного Дагестана, например по рутульцам, располагает конкретными примерами о том, что в прошлом у рутульцев, как и у других народов Южного Дагестана в пер.
пол.
XIX в.
существовала семейная община, хотя она не была классической формой общины, а представляла собой ее поздний тип.5 Бытовавшие в то время на Кавказе «неразделенные» большие семьи объяснялись особенностями хозяйственного уклада жизни.
Такие же семьи сохранялись и в
Дагестане, благодаря отгонному животноводству и специфике хозяйства крестьянской семьи.
Члены такой семьи помимо животноводства занимались земледелием и домашними промыслами.
Женщины, например, вместе с мужчинами уходили в горы на летние пастбища, а взрослые дети подрабатывали в ауле, чем могли.
Если в «неразделенной» семье было
не1 Смирнова Я.С.
Положение старшей женщины у народов Кавказа и его историческое толкование // КЭС.
М., 1984.
Т.8.
С.22-37.
2 Энгельс Ф.
Происхождение семьи, частной собственности и государства // К.Маркс, Ф.Энгельс.
Соч.
М., 1961.
Т.21.
С.21-178.
3 Косвен М.О.
Этнография и история Кавказа.
М., 1961.
С.

102.

4 Агларов М.А.
Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII начале XIX в.
М., 1988.
С.
105.
5 Там же.


[стр.,52]

52 сколько братьев, сестер, то между ними происходила конкурентная специализация, кто мог лучше ухаживать за скотом, лучше присматривать за хозяйством.
При таком стиле ведения хозяйства оно становилось производительным, рентабельным и в
такой семье человек чувствовал себя защищенным.1 Как информируют старожилы, глава «отцовской» семьи не проявлял жестокости и деспотизма.
Он старался принимать решения, посоветовавшись со взрослыми членами семьи.
Это было связано с разложением института «неразделенной» и «отцовской» семьи, но не с демократизацией внутрисемейных отношений.
Власть главы семьи,
например, у рутульцев была наследственной и переходила к старшему сыну после смерти отца, соблюдался при этом принцип старшинства, но не принцип выборности, как у некоторых других народов Дагестана и Кавказа.
М.О.Косвен писал о картлинцах: «Избрание главы картлинской семейной общины было пожизненным/ Однако в случае его дряхлости избирали другого, того, кто умел вести хозяйство, не злоупотребляя властью.
В противном случае он мог быть смещен решением
семьи».2 Если в «отцовской» семье регулятором семейных отношений был глава семьи, который мог проявить жестокость при необходимости, то в «братских» «неразделенных» семьях все было иначе, т.к.
такого рода семьи имели склонность
к раздорам и старшему брату приходилось проявлять гибкость, умение идти на компромиссы, чтобы уберечь семью от распада.3 Все заработанное от хозяйства семьи или на стороне поступало в общую казну, которой распоряжался отец или старший брат.
Непоженившемуся сыну или брату семь я из общей казны выделяла средства на покупку подарков для невесты и на расходы на свадьбу.
Если это была незамужняя сестра или дочь, то для нее готовили приданное из средств семьи.
В большин1 Булатова А.Г.
Рутульцы.
Историко-этнографическое исследование // РФ ИИАЭ
ДНЦ РАН.
Ф.З.
Оп.З.
Д.775.
Л.200.
2 Косвен М.О.
Этнография и история Кавказа.
М., 1961.
С.

109.

3 Булатова А.Г.
Указ.
соч.
Л.206.

[Back]