Проверяемый текст
Гаджиева Марьям Исламовна. Семья Дагестана в традиционном и современном обществе (Диссертация 2004)
[стр. 123]

к раздорам и старшему брату приходилось проявлять гибкость, умение идти на компромиссы, чтобы уберечь семью от распада200.
Все заработанное от хозяйства семьи или на стороне поступало в общую казну, которой распоряжался отец или старший брат.
Непоженившемуся сыну или брату семья из общей казны выделяла средства на покупку подарков для невесты и на расходы на свадьбу.
Если это была незамужняя сестра или дочь, то для нее готовили приданное из средств семьи.
В
большинстве случаев «отцовские» и «братские» семьи в Ингушетии оставались «неразделенными».
Если был жив отец, то вся семья будь, то сыновья с женами и детьми или поженившиеся братья и сестры все они жили вместе одной семьей и вели общее хозяйство.
После смерти отца, как известно, такие семьи распадались или продолжали жить «братскими» семьями.
Нередко сегменты большой семьи начинали снова давать о себе знать, и процесс этот не прерывался в
Ингушетии вплоть до организации колхозов и совхозов.
По свидетельству
этнографов, бытование «неразделенных» семей в Ингушетии и на Кавказе было явлением постоянным.
Одни семьи распадались, другие возникали вновь.
Это была подвижная, самопроизводящая структура общества, функционирование которой зависело от разных причин, главным образом, от экономических.1 В исторической литературе существует способ определения семьи по форме и по содержанию, т.е.
по структуре и по функциям.
Большой считается семья, которая состоит из нескольких поколений родственников по восходящей прямой линии, объединенных в две или более супружеские пары с детьми и без детей, с родителями и без них.
Классическая семейная община объединяла в своем составе родственников не только по прямой линии родства, но и по боковой линии.
Патриархальная семейная община у народов
Ингушетии в прошлом была универсальным явлением.
Распад ее относится к позднем)' феодализму, хотя у разных народов,
200 Грабовский Н.Ф.
Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушского округа.
Вып.З.
Тифлис, 1870.
123
[стр. 52]

52 сколько братьев, сестер, то между ними происходила конкурентная специализация, кто мог лучше ухаживать за скотом, лучше присматривать за хозяйством.
При таком стиле ведения хозяйства оно становилось производительным, рентабельным и в такой семье человек чувствовал себя защищенным.1 Как информируют старожилы, глава «отцовской» семьи не проявлял жестокости и деспотизма.
Он старался принимать решения, посоветовавшись со взрослыми членами семьи.
Это было связано с разложением института «неразделенной» и «отцовской» семьи, но не с демократизацией внутрисемейных отношений.
Власть главы семьи, например, у рутульцев была наследственной и переходила к старшему сыну после смерти отца, соблюдался при этом принцип старшинства, но не принцип выборности, как у некоторых других народов Дагестана и Кавказа.
М.О.Косвен писал о картлинцах: «Избрание главы картлинской семейной общины было пожизненным/ Однако в случае его дряхлости избирали другого, того, кто умел вести хозяйство, не злоупотребляя властью.
В противном случае он мог быть смещен решением семьи».2 Если в «отцовской» семье регулятором семейных отношений был глава семьи, который мог проявить жестокость при необходимости, то в «братских» «неразделенных» семьях все было иначе, т.к.
такого рода семьи имели склонность к раздорам и старшему брату приходилось проявлять гибкость, умение идти на компромиссы, чтобы уберечь семью от распада.3 Все заработанное от хозяйства семьи или на стороне поступало в общую казну, которой распоряжался отец или старший брат.
Непоженившемуся сыну или брату семь я из общей казны выделяла средства на покупку подарков для невесты и на расходы на свадьбу.
Если это была незамужняя сестра или дочь, то для нее готовили приданное из средств семьи.
В
большин1 Булатова А.Г.
Рутульцы.
Историко-этнографическое исследование // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН.
Ф.З.
Оп.З.
Д.775.
Л.200.
2 Косвен М.О.
Этнография и история Кавказа.
М., 1961.
С.
109.
3 Булатова А.Г.
Указ.
соч.
Л.206.


[стр.,53]

53 стве случаев «отцовские» и «братские» семьи в Дагестане оставались «неразделенными».
Если был жив отец, то вся семья будь, то сыновья с женами и детьми или поженившиеся братья и сестры все они жили вместе одной семьей и вели общее хозяйство.
После смерти отца, как известно, такие семьи распадались или продолжали жить «братскими» семьями.
Нередко сегменты большой семьи начинали снова давать о себе знать, и процесс этот не прерывался в
Дагестане вплоть до организации колхозов и совхозов.
По свидетельству
дагестанских этнографов, бытование «неразделенных» семей в Дагестане и на Кавказе было явлением постоянным.
Одни семьи распадались, другие возникали вновь.
Это была подвижная, самопроизводящая структура общества, функционирование которой зависело от разных причин, главным образом, от экономических.1 В исторической литературе существует способ определения семьи по форме и по содержанию, т.е.
по структуре и по функциям.
Большой считается семья, которая состоит из нескольких поколений родственников по восходящей прямой линии, объединенных в две или более супружеские пары с детьми и без детей, с родителями и без них.
Классическая семейная община объединяла в своем составе родственников не только по прямой линии родства, но и по боковой линии.
Патриархальная семейная община у народов
Дагестана в прошлом была универсальным явлением.
Распад ее относится к позднему феодализму, хотя у разных народов,
надо полагать, он происходил в разное время.2 Большие семьи, которые сохранялись у народов Дагестана в качестве единичных явлений, трудно считать архаическими, пережиточными семейными общинами.
Это явление было вторичного порядка, вызванное характером позднего разделения труда.
Подобного характера информация обнаруживается в горах Дагестана, в среде крестьянства, занимавшегося земледелием и животноводст1 Гаджиева С.Ш.
Указ.
соч.
С.
10.
2 Там же.

[Back]