надо полагать, он происходил в разное время201 202. Большие семьи, которые сохранялись у народов Ингушетии в качестве единичных явлений, трудно считать архаическими, пережиточными семейными общинами. Это явление было вторичного порядка, вызванное характером позднего разделения труда. Подобного характера информация обнаруживается в горах Ингушетии, в среде крестьянства, занимавшегося земледелием и животноводством, где были развита полукочевые хозяйства, обусловленные географическими условиями жизни. Семьи, которые в отличие от большой архаической общины принято называть «неразделенными» большими семьями, в первой половине XIX в. сохранились в высокогорных районах Ингушетии, где большая часть населения была занята отгонным животноводством. Сохранение «неразделенных» семей в Ингушетии вызывалось бытовыми причинами: легче было производить необходимые продукты семейного производства, и легче было их реализовать и использовать. Такая семья была связана с социально-экономическими причинами. Маленькие клочки земли, поля-террасы содействовали тому, что их обрабатывали с помощью немногочисленной «неразделенной» горской семьи. По предположениям историков, в Келебе и Гидатле сравнительно недавно существовали большие «неразделенные» семьи, хотя историческими материалами 202 это не подтверждается . Проанализировав имеющиеся материалы, мы пришли к выводу о том, что «неразделенная» семья в Ингушетии как поздний тип большой семейной общины распалась в первой половине XIX в., чему содействовали социальноэкономические и политические причины, из которых острее всего сказалось безземелье и система искусственного террасирования полей. Система эта способствовала появлению частной собственности на земельные участки, что обеспечивало новые условия жизни для семьи. Семейная община и «неразделенная» семья в Ингушетии была обусловлена экономическими 201 Кудусова Ф.И. Семья и семейный быт ингушей. Грозный: «Книга», 1991. 80с. 202 Никольская З.Д. Пережитки патриархально-родового строя у аварцев в XIXнам. ХХвв.//ТИЭ. М., 1951. С. 224-233. 124 |
53 стве случаев «отцовские» и «братские» семьи в Дагестане оставались «неразделенными». Если был жив отец, то вся семья будь, то сыновья с женами и детьми или поженившиеся братья и сестры все они жили вместе одной семьей и вели общее хозяйство. После смерти отца, как известно, такие семьи распадались или продолжали жить «братскими» семьями. Нередко сегменты большой семьи начинали снова давать о себе знать, и процесс этот не прерывался в Дагестане вплоть до организации колхозов и совхозов. По свидетельству дагестанских этнографов, бытование «неразделенных» семей в Дагестане и на Кавказе было явлением постоянным. Одни семьи распадались, другие возникали вновь. Это была подвижная, самопроизводящая структура общества, функционирование которой зависело от разных причин, главным образом, от экономических.1 В исторической литературе существует способ определения семьи по форме и по содержанию, т.е. по структуре и по функциям. Большой считается семья, которая состоит из нескольких поколений родственников по восходящей прямой линии, объединенных в две или более супружеские пары с детьми и без детей, с родителями и без них. Классическая семейная община объединяла в своем составе родственников не только по прямой линии родства, но и по боковой линии. Патриархальная семейная община у народов Дагестана в прошлом была универсальным явлением. Распад ее относится к позднему феодализму, хотя у разных народов, надо полагать, он происходил в разное время.2 Большие семьи, которые сохранялись у народов Дагестана в качестве единичных явлений, трудно считать архаическими, пережиточными семейными общинами. Это явление было вторичного порядка, вызванное характером позднего разделения труда. Подобного характера информация обнаруживается в горах Дагестана, в среде крестьянства, занимавшегося земледелием и животноводст1 Гаджиева С.Ш. Указ. соч. С. 10. 2 Там же. 54 вом, где были развиты полукочевые хозяйства, обусловленные географическими условиями жизни. Семьи, которые в отличие от большой архаической общины принято называть «неразделенными» большими семьями, в первой половине XIX в. сохранились в высокогорных лезгинских и рутульских районах Дагестана, где большая часть населения была занята отгонным животноводством. Все взрослое население этих районов осенью откочевывала на 8 10 месяцев в году в Азербайджан вместе с мелким и крупным рогатым скотом.1 В Азербайджане дагестанское население в свободное от ухода за скотом время занималось сезонными работами на нефтяных и рыбных промыслах. Сохранение «неразделенных» семей в Дагестане вызывалось бытовыми причинами: легче было производить необходимые продукты семейного производства, и легче было их реализовать и использовать. «Неразделенные» большие семьи в Дагестане обнаруживались в изучаемое время среди лакцев отходников, среди лезгин скотоводов и среди сезонников у аварцев и у даргинцев. Такая семья была связана с социально-экономическими причинами. Маленькие клочки земли, поля-террасы содействовали тому, что их обрабатывали с помощью немногочисленной «неразделенной» горской семьи. По предположениям историков, в Келебе и Гидатле сравнительно недавно существовали большие «неразделенные» семьи, хотя историческими материалами это не подтверждается. У аварцев обнаруживается весьма стойкое бытование отдельной малой семьи сразу же после ее образования.2 Проанализировав имеющиеся материалы, мы пришли к выводу о том, что «неразделенная» семья в Дагестане как поздний тип большой семейной общины распалась в первой половине XIX в., чему содействовали социальноэкономические и политические причины, из которых острее всего сказалось 1 Булатова А.Г. Указ. соч. Л.201. 2 Никольская З.А. Пережитки патриархально-родового строя у аварцев в XIX нач. XX вв. // ТИЭ. М., 1951. С.224-233. 55 безземелье и система искусственного террасирования полей. Система эта способствовала появлению частной собственности на земельные участки, что обеспечивало новые условия жизни для семьи. Семейная община и «неразделенная» семья в Дагестане была обусловлена экономическими причинами. В исторической перспективе «неразделенная» дагестанская семья уступила место малой семье, это естественно усилилось с развитием товарно-денежных отношений в Дагестане. Острый земельный голод, обусловленный процессом разложения «неразделенной» семьи в Дагестане, привел к развитию домашних промыслов и торговли, что, в конечном итоге, способствовало накапливанию материальных средств и ресурсов в дагестанских семьях, изменивших условия ее жизни. В пережиточно сохранившихся «неразделенных» дагестанских семьях общими были не только доходы, получаемые от земли и скота, а также заработки отходников. В личной собственности членов «неразделенной» дагестанской семьи, кроме одежды, было приданное, а также все то, что передавалось женщинам по наследству от родителей. По свидетельству очевидцев, сохранение «неразделенных» семей в Дагестане в первой половине XIX в. зависело не только от экономических причин, но и от того, насколько были дружны между собой члены такой семьи. С.Габиев писал: «Живут лаки по несколько семей в одном доме».1 Таким образом, «неразделенная» семья в Дагестане представляла собой вторичный тип семейной общины, существовавший на Кавказе в XIX в., она представляла собой патриархальное перерождение большой семьи. В большинстве случаев «неразделенные» семьи в Дагестане сохранялись при жизни родителей. Если поженившиеся сыновья делились при жизни родителей, то это считалось неуважением к ним. Тенденция к разделам в семье увеличивалась после смерти родителей и инициаторами их становились не только по1 Габиев С. Лаки. Их прошлое и быт // СМОМПК. Тифлис, 1906. Вып.36. С.87. |