формальностью, так как оно связывается со взрослым сыном или дочерью. В современной ингушской семье проблема лидерства решается на психологической и нравственной основе. В ингушских современных семьях лидерство запрограммировано сутыо обыденного сознания. Городские семьи в отличие от сельских делятся по принципу демократизации на нетрадиционные и коллективистские. Нетрадиционные семьи предполагают участие женщины в производстве при условии, что она готова пожертвовать профессиональной карьерой и работой ради детей и мужа. Этот тип семьи, как считает Ф.И. Кудусова, является адаптацией традиционного к современным условиям занятости женщины в общественной сфере и попыткой примирить консерватизм ее сознания с новыми экономическими реалиями204. Но всей вероятности нетрадиционная семья — это смягченный вариант авторитарной семьи, адаптированный к городским условиям жизни. Для другого типа коллективистской ингушской семьи, как отмечает Ф.И. Кудусова, важна профессиональная карьера женщины и участие обоих супругов в общественной жизни и принятие ими решений: в распределении обязанностей, с учетом интересов и способностей каждого из супругов и их уважительным отношением друг к другу205. Несколько иначе обстоят дела в неполных ингушских семьях, где вдова или разведенная женщина одна работает на детей и несет на себе груз семейных обязанностей. Естественно, она является главой нетрадиционной семьи. Если же вместе с ней живут ее родители или родители мужа в случае ее вдовства, то распределение обязанностей по дому может быть иным. Женщина уже не вправе единолично решать все семейные проблемы, не советуясь со старшими. Но и здесь многое зависит от нравственных и психологических установок каждой конкретной семьи. Нередко дедушка, как в городской, так и в сельской семье, берег на себя ответственность за семью сына и выполняет обязанности главы семьи. 201 Кудусова Ф.И. Семья и семейный быт ингушей. Грозный: «Книга», 1991. 80с. 205 Там же. 128 |
286 психологической и нравственной основе. В дагестанских современных семьях лидерство запрограммировано сутью обыденного сознания. Городские семьи в отличие от сельских делятся по принципу демократизации на нетрадиционные и коллективистские. Нетрадиционные семьи предполагают участие женщины в производстве при условии, что она готова пожертвовать профессиональной карьерой и работой ради детей и мужа. Этот тип семьи, как считает Б.Р.Рагимова, является адаптацией традиционного к современным условиям занятости женщины в общественной сфере и попыткой примирить консерватизм ее сознания с новыми экономическими реалиями.1 По всей вероятности нетрадиционная семья это смягченный вариант авторитарной семьи, адаптированный к городским условиям жизни. Для другого типа коллективистской дагестанской семьи, как отмечает Б.Р.Рагимова, важна профессиональная карьера женщины и участие обоих супругов в общественной жизни и принятие ими решений: в распределении обязанностей, с учетом интересов и способностей каждого из супругов и их уважительным отношением друг к другу.2 Несколько иначе обстоят дела в неполных дагестанских семьях, где вдова или разведенная женщина одна работает на детей и несет на себе груз семейных обязанностей. Естественно, она является главой нетрадиционной семьи. Если же вместе с ней живут ее родители или родители мужа в случае ее вдовства, то распределение обязанностей по дому может быть иным. Женщина уже не вправе единолично решать все семейные проблемы, не советуясь со старшими. Но и здесь многое зависит от нравственных и психологических установок каждой конкретной семьи. Нередко дедушка, как в городской, так и в сельской семье, берет на 1 Рагимова Б.Р. Современная семья и семейный быт городского населения Дагестана: дагестанская городская семья // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.З. Д.756. Л.77. 2 Там же. |