Проверяемый текст
Козлова Наталья Шумафовна. Теоретический анализ места и роли семьи в социокультурной реальности (Диссертация 2006)
[стр. 13]

Глава 1.
Методологические особенности изучения семьи с позиций культурно ценностного подхода 1.1.
Семья: структура и основные функции Интерес к семье как к объекту философского осмысления возник давно.
Над этим вопросом размышляли в далекой древности египтяне и китайцы, римляне и греки.
Творчество философов Древней Греции имело огромное значение как для становления философии в самой Греции, так и для развития европейской мысли в целом.
Самыми яркими представителями Афинской философской школы были Сократ, Платон, Аристотель.
Платон был учеником Сократа, а Аристотель Платона.
За основу своей философии Платон и Аристотель брали философские взгляды своего учителя.
Сократ первым попытался выдвинуть антропологическое объяснение сложности внутренней жизни человека.
Отношения между мужчиной и
женщиной, разными членами семьи им рассматривались с позиций морали.
Сократ придавал большое значение взаимопониманию между супругами,
полагая, что оно возможно только в том случае, если основную роль в их взаимоотношениях ифает любовь.
Однако, по его мнению, отношения даже в самой добродетельной семье должны быть строго регламентированы: как между подчиненным и господином, так и между мужем и женой, отцом и детьми.
Подобное регулирование взаимоотношений внутри семьи тесно переплеталось с подчиненным положением
но отношению к обществу.
По его понятиям, политическая организация государства является средством достижения общественного блага.
Для того, чтобы была благополучна социальная атмосфера, каждая семья должна подчинить свои межличностные отношения и сугубо семейные привязанности чувству ответственности перед
государством.
Это положение легло в основу предложенного Сократом
13
[стр. 14]

14 время важнейшая роль семьи в жизни человека воспринимается как нечто само собой разумеющееся.
С одной стороны, прошедшие тысячелетия вполне достаточный срок, чтобы свыкнуться с данным явлением, с другой стороны, каждое поколение заново это осознает.
Ученый и исследователь Н.
Аккерман в своей работе «Семья как социальная и эмоциональная единица» отмечает: «Любопытно то, что понятие «семья» изначально включало не только отца, мать и детей.
Под семьей подразумевалось все домашнее хозяйство, функционирующее как единое целое, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека.
Помимо собственно семьи сюда относились многочисленная родня, слуги, рабы и даже собаки.
Такая семья представляет собой группу людей, объединившихся в целях эффективного Ь регулирования или управления»11.
История, с точки зрения ученого, свидетельствует о том, что состав семейной группы сильно зависит от социального строя и экономического уклада, образа жизни в целом.
В каждой последующей цивилизации структура и функции семьи как единого целого претерпевали существенные изменения.
Свидетельства тому не составит труда отыскать как в древнейшей истории, когда по земле странствовали кочевые племена, так и в современной семье.
Интерес к семье как к объекту философского осмысления возник давно.
Над этим вопросом размышляли в далекой древности египтяне и китайцы, римляне и греки.
Творчество философов Древней Греции имело огромное значение как для становления философии в самой Греции, так и для развития европейской мысли в целом.
Самыми яркими представителями Афинской философской школы были Сократ, Платон, Аристотель.
Платон был учеником Сократа, а Аристотель Платона.
За основу своей философии Платон и Аристотель брали философские взгляды своего учителя.
Сократ первым попытался выдвинуть антропологическое объяснение ^ сложности внутренней жизни человека.
Отношения между мужчиной и
11 Семейная психотерапия.
СПб: Питер, 2000.
-С.
17.


[стр.,15]

15 женщиной, разными членами семьи им рассматривались с позиций морали.
Сократ придавал большое значение взаимопониманию между супругами,
I полагая, что оно возможно только в том случае, если основную роль в их взаимоотношениях играет любовь.
Однако, по его мнению, отношения даже в самой добродетельной семье должны быть строго регламентированы: как между подчиненным и господином, так и между мужем и женой, отцом и детьми.
Подобное регулирование взаимоотношений внутри семьи тесно переплеталось с подчиненным положением
по отношению к обществу.
По его понятиям, политическая организация государства является средством достижения общественного блага.
Для того, чтобы была благополучна социальная атмосфера, каждая семья должна подчинить свои межличностные отношения и сугубо семейные привязанности чувству ответственности перед
Ь государством.
Это положение легло в основу предложенного Сократом
договора между государством и его гражданами.
Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону.
Он считал, что только любящий человек может быть истинным создателем, будь то в творческой, личной или семейной жизни.
Отношения в семье, по Платону, должны опираться лишь на глубокие чувства между супругами.
Мыслители считают Платона основателем патриархальной теории, хотя в своем проекте идеальной республики он вводит общность жен, детей и имущества.
Позже эту модель идеального государства критиковал Аристотель, предлагая свой вариант общественной реорганизации.
Тем не менее, Аристотель последовательно развил платоновскую теорию патриархальности семьи как отвечающую природе человека и служащую исходной ячейкой государства, ибо соединение семей дает селение, а соединение селений государство.
Как и государство, семья у Аристотеля является продуктом естественного происхождения.
Однако, отдавая предпочтение семейным ^ отношениям как первообразующему началу, Аристотель, все же подчиняет

[Back]