результат трансформации семьи, перехода ее от семьи традиционной к семье современной, эгалитарной. Особенно интенсивно этот процесс происходит в тех городских ингушских семьях, где решающим фактором увеличения разводимости является неравноправное положение женщины, ее профессиональная занятость и экономическая независимость от семьи и мужа. Современная городская ингушская женщина предъявляет большие требования к своему мужу и ожидает от него большего, чем сельская. Ныне разводы по инициативе женщин встречаются чаще, чем по инициативе мужчин. Произошла трансформация в представлении о ролевых функциях семьи. «В этих условиях, пишет В.А. Сысенко, принципиально меняется понятие о лидерстве в семье. Одновременно происходит столкновение старого и нового в брачносемейных отношениях, наблюдается феминизация семейного воспитания и всей семейной жизни»210 211. • Часто встречается в городских семьях такая ситуация, когда традиционноориентированный муж и эмансипированная современная жена сосуществуют вместе. Уязвимость подобной ситуации замечена Б.Р. Рагимовой, которая пишет, что в связи с культурой семейных отношений в городе и с ее ориентированностью на эгалитаризм в распределении обязанностей между мужем и женой, нередко муж, воспитанный в сельской местности не соглашается с женой. Такой мужчина не всегда может уступить требованиям жены, и это негативно отражается на семейных отношениях21 Социологи и этнографы считают, что стабильность в межнациональных семьях бывает даже выше, чем в однонациональных семьях, где супруги Л 1 Л вступают в брак по воле своих родителей . Отчасти с этим нельзя не согласиться. В межнациональных семьях супруги живут4, как правило, отдельно от родителей и поэтому избавлены от систематического контроля с их стороны. 210 Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1983. С.21. 211 Рагимова Б.Р. Современная семья и семейный быт городского населения Дагестана // Быт современной городской дагестанской семьи // РФ ИИЛЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.З. Д.768. Л.84. 212 134 Там же. |
292 дах Дагестана выше, чем в сельской местности. Известно, что в Дагестане нет крупных городов, за исключением Махачкалы. Высоким уровень разводимости всегда наблюдается в крупных городах. В 1990 году в Махачкале он составил 3,3%, в Избербаше 3,2%, Кизляре 3,8%. Кизляр всегда дает высокий уровень разводимости вследствие этнической особенности этого города. Часть населения этого города русские. Уровень разводимости среди русских в Дагестане выше, чем среди дагестанцев. Объясняется это высокой степенью демократичности русских семей, по сравнению с дагестанскими семьями. Увеличение числа разводов в дагестанских семьях за последнее время это результат трансформации семьи, перехода ее от семьи традиционной к семье современной, эгалитарной. Особенно интенсивно этот процесс происходит в тех городских дагестанских семьях, где решающим фактором увеличения разводимости является неравноправное положение женщины, ее профессиональная занятость и экономическая независимость от семьи и мужа. Современная городская дагестанская женщина предъявляет большие требования к своему мужу и ожидает от него большего, чем сельская. Ныне разводы по инициативе женщин встречаются чаще, чем по инициативе мужчин. Произошла трансформация в представлении о ролевых функциях семьи. «В этих условиях, пишет В.А.Сысенко, принципиально меняется понятие 0 лидерстве в семье. Одновременно происходит столкновение старого и нового в брачно-семейных отношениях, наблюдается феминизация семейного воспитания и всей семейной жизни».1 2 Часто встречается в городских семьях такая ситуация, когда традиционно-ориентированный муж и эмансипированная современная жена сосуще1 Рагимова Б.Р. Современная городская семья и семейный быт городского населения Дагестана: проблемы национального и интернационального // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.З. Д.814. Л. 19. 2 Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1983. С.21. 293 ствуют вместе. Уязвимость подобной ситуации замечена Б.Р.Рагимовой, которая пишет, что в связи с культурой семейных отношений в городе и с ее ориентированностью на эгалитаризм в распределении обязанностей между мужем и женой, нередко муж, воспитанный в сельской местности не соглашается с женой. Такой мужчина не всегда может уступить требованиям жены, и это негативно отражается на семейных отношениях.1 2 Дагестанские историки и этнографы считают, что стабильность в межнациональных семьях бывает даже выше, чем в однонациональных семьях, где супруги вступают в брак по воле своих родителей. Отчасти с этим нельзя не согласиться. В межнациональных семьях супруги живут, как правило, отдельно от родителей и поэтому избавлены от систематического контроля с их стороны. Кроме этого, межнациональные семьи это такие союзы, которые создаются по взаимному согласию. В условиях Дагестана стабильными являются те семьи, где муж представляет коренную национальность, а жена, например, русская или представительница другой конфессии. Нежелание чаще со стороны русской женщины ориентироваться на местные условия жизни, в конечном итоге приводит к разводу. В межнациональные смешанные браки чаще вступают мужчиныдагестанцы, находящиеся за пределами республики: на учебе, в армии, на заработках. Нередко мужчина дагестанец, находясь в межнациональном браке, разводится с женой и женится на девушке своей национальности по настоянию своих родителей. Это происходит потому, что родители его не могут смириться с тем, что их сын женился на русской девушке. Замечено, что уровень разводимости в городских межнациональных семьях мало чем отличается от уровня разводимости в однонациональных дагестанских семьях. 1 Рагимова Б.Р. Современная семья и семейный быт городского населения Дагестана // Быт современной городской дагестанской семьи // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. Оп.З. Д.768. Л.84. 2 Там же. |