брака. Все эти явления в новых условиях становились обычными. Таковы реалии современной жизни в брачно-семейных отношениях ингушей. В какой мере эго может отразиться на их жизни и какие они будут соблюдать традиции, ответы на эти вопросы может дать только сама жизнь. Что же касается брачного возраста, то с этим пока все ясно. Законодательство о браке и семье в Российской Федерации повысило брачный возраст до 18 .чет. Это относится и к Ингушетии, хотя в некоторых республиках бывшего СССР минимальный брачный возраст для женщины 16 лет. В прошлом, в Ингушетии не было четко установленного брачного возраста. Ислам не предусматривал единого для всех мусульман брачного уровня. Шариат допускал для женщин 9 лет, а для мужчин 15 лег. Начиная с этого возраста и чуть позже выдавали девушку замуж. Мужчины же имели возможность жениться в любом возрасте. Сейчас, когда закон строго устанавливает брачный возраст, браки в Ингушетии заключаются в основном с 18 лет. Тенденция ранних браков в Ингушетии по-прежнему сохраняется, особенно среди женщин. Вместе с тем, значителен процент девушек, вступающих в брак позже. Многие девушки в Ингушетии в нынешнее время стремятся получить высшее образование. Это несколько оттягивает сроки вступления их в брак. Для мужчин дело осложняется нехваткой средств для свадебного церемониала, расходами на подарки для невесты, которые в Ингушетии всегда велики. Острой для современной семьи в Ингушетии является проблема жилья, трудоустройства и заработной платы. Не все молодые люди в условиях неустойчивости жизни, безработицы, отсутствия жилья готовы взвалить на себя тяготы семейной жизни. Но, несмотря на трудности, престиж брака в Ингушетии остаётся достаточно высокий, особенно среди женщин. Но для большинства из них проблема брака — эго проблема брачного возраста. В условиях традиционной семьи подбор брачного партнера для взрослых сыновей был и остается правом и обязанностью родителей, особенно отца, что закреплено нормами шариата и адата. Адаты традиционных обществ отмечают 139 |
260 Новая эпоха в Дагестане внесла изменения в брачные отношения. Индустриализация, сопровождавшаяся урбанизацией, вовлечением женщины-горянки в производство, в конечном итоге приводило к изменению брака. Рост общего и специального образования привел к повышению брачного возраста и к увеличению числа мужчин и женщин, не вступивших в брак. Появились добрачные и внебрачные отношения и дети, рожденные вне брака. Все эти явления в новых условиях становились обычными. Таковы реалии современной жизни в брачно-семейных отношениях дагестанцев. В какой мере это может отразиться на их жизни и какие они будут соблюдать традиции, ответы на эти вопросы может дать только сама жизнь. Что же касается брачного возраста, то с этим пока все ясно. Законодательство о браке и семье в Российской Федерации повысило брачный возраст до 18 лет. Это относится и к Дагестану, хотя в некоторых республиках бывшего СССР минимальный брачный возраст для женщины 16 лет. В прошлом, в Дагестане не было четко установленного брачного возраста. Ислам не предусматривал единого для всех мусульман брачного уровня. Шариат допускал для женщин 9 лет, а для мужчин 15 лет. Начиная с этого возраста и чуть позже выдавали девушку замуж. Мужчины же имели возможность жениться в любом возрасте. Сейчас, когда закон строго устанавливает брачный возраст, браки в Дагестане заключаются в основном с 18 лет. Тенденция ранних браков в Дагестане по-прежнему сохраняется, особенно среди женщин. Вместе с тем, значителен процент девушек, вступающих в брак позже. Многие девушки в Дагестане в нынешнее время пытаются получить высшее образование. Это несколько оттягивает сроки вступления их в брак. Для мужчин дело осложняется нехваткой средств для свадебного церемониала, расходами на подарки для невесты, которые в Дагестане всегда велики. Острой для современной семьи в Дагестане является проблема жилья, трудоустройства и заработной платы. Не все молодые люди в условиях неус 261 тойчивости жизни, безработицы, отсутствия жилья готовы взвалить на себя тяготы семейной жизни. Но, несмотря на трудности, престиж брака в Дагестане достаточно высокий, особенно среди женщин. Но для большинства из них проблема брака это проблема брачного возраста. В условиях традиционной семьи подбор брачного партнера для взрослых сыновей был и остается правом и обязанностью родителей, особенно отца, что закреплено нормами шариата и адата. Адаты дагестанских обществ отмечают исключительное право отца вершить судьбу дочери и сына.1 Свобода брачного выбора для молодых в прошлом исключалась. Ни юноша, ни девушка не могли сказать отцу о своем чувстве. По адату отец мог выдать свою дочь замуж против ее воли, что зачастую и делалось в прошлом в Дагестане. Но какие бы не были реалии жизни, речь идет не о снижении этой тенденции, а о ее возрастании. Хотя ушло много времени и сменилось много поколений, эта модель поведения брачного партнерства в Дагестане почти не изменилась. По этому поводу можно сказать следующее: ныне складывается такая ситуация в дагестанском обществе, которая имела место в сельских обществах в прошлом. Вместе с тем, урбанизация и городской образ жизни все же преобладают в современном Дагестане и обычаи эти, особенно в городской среде, постепенно ослабевают и размываются. Зачастую происхождение жениха и невесты уже не играют доминирующей роли, а имеет значение богатство, престижная работа и их общественное положение. С такого рода качествами личности партнеров, благородство происхождения жениха и невесты в современных условиях не всегда могут конкурировать. Не является препятствием для брака в нынешних условиях и то, что жених и невеста выходцы разных аулов, хотя это обстоятельство в про1 Адаты дагестанской области и Закатальского округа // Памятники обычного права Дагестана в XVII—XIX вв. М., 1965. |