договора между государством и его гражданами. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Он считал, что только любящий человек может быть истинным создателем, будь то в творческой, личной или семейной жизни. Отношения в семье, по Платону, должны опираться лишь на глубокие чувства между супругами. Мыслители считают Платона основателем патриархальной теории, хотя в своем проекте идеальной республики он вводит общность жен, детей и имущества. Позже эту модель идеального государства критиковал Аристотель, предлагая свой вариант общественной реорганизации. Тем не менее, Аристотель последовательно развил платоновскую теорию патриархальности семьи как отвечающую природе человека и служащую исходной ячейкой государства, ибо соединение семей даст селение, а соединение селений государство. Как и государство, семья у Аристотеля является продуктом естественного происхождения. Однако, отдавая предпочтение семейным отношениям как первообразующему началу. Аристотель, все же подчиняет интересы личности и семьи интересам государства6 7 8. В этих концепциях государство практически полностью подчиняет себе личность и семью на основании тех законов, которые этим государством принимаются. Вместе с тем важность и необходимость семьи не оспаривалась пи Сократом, ни Платоном, ни Аристотелем. В средние века и в эпоху Просвещения патриархальная теория царствовала безгранично, что нашло отпечаток в творчестве известных мыслителей прошлого. Французский гуманист М. Монтень' одним из первых поставил проблему человека в центр своих размышлений, уделяя особое внимание вопросу воспитания детей. о Творчество английских философов Ф. Бэкона" и его соотечественника 6 Аристотель. Политика. М., Мысль, 1984. С. 118 234. 7 Мот-ель М. Опыты.-М., 1979. Кн. 1-2.-С. 143 -155, 338 -365. 8 Бекон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Соч. М., 1971. Т. I. С. 374 390. 14 |
15 женщиной, разными членами семьи им рассматривались с позиций морали. Сократ придавал большое значение взаимопониманию между супругами, I полагая, что оно возможно только в том случае, если основную роль в их взаимоотношениях играет любовь. Однако, по его мнению, отношения даже в самой добродетельной семье должны быть строго регламентированы: как между подчиненным и господином, так и между мужем и женой, отцом и детьми. Подобное регулирование взаимоотношений внутри семьи тесно переплеталось с подчиненным положением по отношению к обществу. По его понятиям, политическая организация государства является средством достижения общественного блага. Для того, чтобы была благополучна социальная атмосфера, каждая семья должна подчинить свои межличностные отношения и сугубо семейные привязанности чувству ответственности перед Ь государством. Это положение легло в основу предложенного Сократом договора между государством и его гражданами. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Он считал, что только любящий человек может быть истинным создателем, будь то в творческой, личной или семейной жизни. Отношения в семье, по Платону, должны опираться лишь на глубокие чувства между супругами. Мыслители считают Платона основателем патриархальной теории, хотя в своем проекте идеальной республики он вводит общность жен, детей и имущества. Позже эту модель идеального государства критиковал Аристотель, предлагая свой вариант общественной реорганизации. Тем не менее, Аристотель последовательно развил платоновскую теорию патриархальности семьи как отвечающую природе человека и служащую исходной ячейкой государства, ибо соединение семей дает селение, а соединение селений государство. Как и государство, семья у Аристотеля является продуктом естественного происхождения. Однако, отдавая предпочтение семейным ^ отношениям как первообразующему началу, Аристотель, все же подчиняет 16 интересы личности и семьи интересам государства12. В этих концепциях государство практически полностью подчиняет себе личность и семью на основании тех законов, которые этим государством принимаются. Вместе с тем важность и необходимость семьи не оспаривалась ни Сократом, ни Платоном, ни Аристотелем. В средние века и в эпоху Просвещения патриархальная теория царствовала безгранично, что нашло отпечаток в творчестве известных мыслителей прошлого. Французский гуманист М. Монтень13 14 одним из первых поставил проблему человека в центр своих размышлений, уделяя особое внимание вопросу воспитания детей. Творчество английских философов Ф. Бэкона11 и его соотечественника I Т. Гоббса15 было обращено к вопросам морали. Изучая внутренний мир человека, они в своих работах затрагивали вопросы любви, брака и семьи. При этом Т. Гоббс опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желал возвращения земному институту брака его духовной ценности. Другие английские философы Б. Мандевиль16 и Д. 10м17 отношение между полами, любовь и брак рассматривали в тесной связи с человеческими чувствами, подчиняющимися не голосу разума, а аффектам. Любовь как сильнейший аффект и как основа счастливого брака, побуждает Юма сформулировать ряд важных философских принципов в любви чувство красоты, физическое влечение и благожелательность нераздельны. Французский просветитель прошлого Ж.-Ж. Руссо известен своими реформами в педагогике. Отрицая правомерность общественного 12 Аристотель. Политика. Мм Мысль, 1984. С.118 -234. 13 Мотель М. Опыты. М., 1979. Кн. I2. С. 143 155,338-365. 14 Бекон Ф. О достоинстве и приумножении наук//Соч. -м., 1971.-Т 1.-С. 374-390. 15 Гоббс Т. Левиафан // Избранные произведения. М., 1964.Т 2. С. 227 649. ) 16 Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 1974. С. 86 145. 17 Юм Д О человеческой природе//Сочинение. -М., 1965.-Т 1.-С. 533-536. |