Проверяемый текст
Гаджиева Марьям Исламовна. Семья Дагестана в традиционном и современном обществе (Диссертация 2004)
[стр. 140]

исключительное право отца вершить судьбу дочери и сына"16.
Свобода брачного выбора для молодых в прошлом исключалась.
Ни юноша, ни девушка не могли сказать отцу о своем чувстве.
По адату отец мог выдать свою дочь замуж против
се воли, что зачастую и делалось в прошлом в Ингушетии.
Но какие бы не были реалии жизни, речь идет не о снижении этой тенденции, а о ее возрастании.
Хотя ушло много времени и сменилось много поколений, эта модель поведения брачного партнерства в
Ингушетии почти не изменилась.
По этому поводу можно сказать следующее: ныне складывается такая ситуация в
ингушском обществе, которая имела место в сельских 2 1 7 обществах в прошлом .
Вместе с тем, урбанизация и городской образ жизни все же преобладают в
современной Ингушетии и обычаи эти, особенно в городской среде, постепенно ослабевают и размываются.
Зачастую происхождение жениха и невесты уже не играют доминирующей роли, а имеет значение богатство, престижная работа и их общественное положение.
С такого рода качествами личности партнеров, благородство происхождения жениха и невесты в современных условиях не всегда могут конкурировать.
Не является препятствием для брака в нынешних условиях и то, что жених и невеста выходцы разных
поселений, хотя это обстоятельство в прошлом считалось серьезным нарушением.
Если судить об эндогамности
ингушского сельского поселения и тейпа, то можно говорить о них с большой натяжкой, эндогамность сельского общества имела под собой реальные основы, так как это характерная черта дагестанского общества, обусловленная особенностями общественно-политического строя»216 * 218.
Вместе с тем, это явление имело место не везде в
Ингушетии.
216 Леонтович Ф.
Адаты кавказских горцев.
Мальчик, 2002.
2:7 Керимов Г.М.
Шариат и его социальная сущность.
М, 1978.
218 Генко Л.Н.
Из исторического прошлого ингушей.
Л.: Изд-во академии наук СССР.
1930.
С.681-761.
140
[стр. 261]

261 тойчивости жизни, безработицы, отсутствия жилья готовы взвалить на себя тяготы семейной жизни.
Но, несмотря на трудности, престиж брака в Дагестане достаточно высокий, особенно среди женщин.
Но для большинства из них проблема брака это проблема брачного возраста.
В условиях традиционной семьи подбор брачного партнера для взрослых сыновей был и остается правом и обязанностью родителей, особенно отца, что закреплено нормами шариата и адата.
Адаты дагестанских обществ отмечают исключительное право отца вершить судьбу дочери и сына.1 Свобода брачного выбора для молодых в прошлом исключалась.
Ни юноша, ни девушка не могли сказать отцу о своем чувстве.
По адату отец мог выдать свою дочь замуж против
ее воли, что зачастую и делалось в прошлом в Дагестане.
Но какие бы не были реалии жизни, речь идет не о снижении этой тенденции, а о ее возрастании.
Хотя ушло много времени и сменилось много поколений, эта модель поведения брачного партнерства в
Дагестане почти не изменилась.
По этому поводу можно сказать следующее: ныне складывается такая ситуация в
дагестанском обществе, которая имела место в сельских обществах в прошлом.
Вместе с тем, урбанизация и городской образ жизни все же преобладают в
современном Дагестане и обычаи эти, особенно в городской среде, постепенно ослабевают и размываются.
Зачастую происхождение жениха и невесты уже не играют доминирующей роли, а имеет значение богатство, престижная работа и их общественное положение.
С такого рода качествами личности партнеров, благородство происхождения жениха и невесты в современных условиях не всегда могут конкурировать.
Не является препятствием для брака в нынешних условиях и то, что жених и невеста выходцы разных
аулов, хотя это обстоятельство в про1 Адаты дагестанской области и Закатальского округа // Памятники обычного права Дагестана в XVII—XIX вв.
М., 1965.


[стр.,262]

262 шлом считалось серьезным нарушением.
Если судить об эндогамности
дагестанского аула и тухума, то можно говорить о них с большой натяжкой.
Эндогамность сельского общества имела под собой реальные основы
и как пишет М.А.Агларов, «эндогамный аул, вернее джамаат это характерная черта дагестанского общества, обусловленная особенностями общественнополитического строя».1 Вместе с тем, это явление имело место не везде в Дагестане.
Не было такого запрета, например, у лезгин.2 Нами уже отмечалось, что причиной этому являлось отсутствие у лезгин отдавать в приданное землю, так как это было у аварцев и у даргинцев.3 В настоящее время социально-экономические причины старых запретов не имеют значения.
Тем не менее, дагестанцы предпочитают выбирать брачного партнера для своих детей среди односельчан.
Для отдельных дагестанцев такого рода предпочтение обязательная норма, которую нельзя нарушать, ибо это вызывает бурную реакцию протеста среди родственников и односельчан.
К таким, можно отнести, например, кубачинцев и губденцев, которые, будучи горожанами в нескольких поколениях, поддерживают тесные связи и отношения с аулами и за их пределами брачного партнерства для своих детей не ищут.
Но такого рода положение нельзя отнести к некоторым группам аварцев, хотя, в большинстве своем в современных условиях молодые люди сами себе находят брачного партнера в процессе общения, во время учебы или работы.
В современных условиях ограничения не бывают столь категоричными и родители редко возражают, если молодые настаивают на выборе парт1 Агларов М.А.
Сельская община как эндогамный круг в Дагестане // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX нач.
XX вв.
Махачкала, 1986.
С.11.
2 Рагимова Б.Р.
Общественное регулирование брачных норм у Самурских лезгин // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX нач.
XX вв.
Махачкала, 1986.
С.121.
3 Гаджиева С.Ш.
Семья и семейный быт народов Дагестана.
Махачкала, 1967.
С.44.

[Back]