обществе, который осуществлялся родителями. Специфика подбора брачной пары в Ингушетии такова, что имеет значение для современной семьи. Что делают родители, которые собираются женить своего сына? Они начинают искать ему невесту, если он сам себе ее не находит. С помощью родственников и знакомых они перебирают варианты кандидатур, а затем идут сватать невесту для сына. Молодые люди при этом могут не знать друг о друге. Родители с учетом нынешних реалий стараются нс ущемить интересы детей и без их согласия подобная сделка может нс состояться. Касаясь проблемы посредника в брачных делах, следует заметить, что такого явления, как сваха, в Ингушетии практически не было. Все брачные дела решались и решаются на уровне семьи и родственников. Между тем, современная жизнь вносит свои изменения. Во многих случаях подбор брачного партнера осуществляют сами молодые люди, желающие вступить в брак. В современных условиях преобладающим мотивом для вступления в брак является любовь, чувство взаимного уважения. Немаловажное значение для нынешних условий имеет материальный достаток и социальный статус брачующихся. Основная форма браков в Ингушетии, как в прошлом, так и в настоящем, это брак по сговору. Современный сговор может быть сговором самих брачующихся, либо их родителей220. Когда молодые договариваются между собой, они ставят об этом в известность родителей и спрашивают их согласия на брак. Родители либо соглашаются с выбором детей, либо возражают. В последнем случае нередко дело доходит до конфликта. Молодые люди в некоторых случаях идут на поводу у своих родителей, в противном же случае пытаются отстаивать свой выбор. Согласие родителей на брак по представлениям ингушей считается важным, ибо от этого зависит будущее молодой семьи, дальнейшее их отношения с родственниками мужа, а также с родителями невесты. Не каждая девушка и юноша могут отважиться действовать против воли родителей и тем самым прервать с ними отношения. 220 Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. 143 |
264 идут на такой брак, то это почти всегда происходит вопреки воле родителей и означает открытый вызов, что может в конечном итоге привести к разводу молодых. В условиях Советской власти, когда отвергались классовые и социальные перегородки, подобное положение не имело значения. Однако, хорошо известно, что люди, обличенные властью и имущественным положением, старались ориентировать своих детей на выбор брачного партнера среди своего круга. В настоящее же время имущественное разграничение людей на богатых и бедных вносит свои коррективы в брачный выбор. Среди людей умственного труда всегда была устойчивая потребность в подборе брачного партнера, сообразуясь с культурным и образовательным уровнем. Если для мужчин это не имело значения, то для женщин, достигших определенного общественного положения и статуса и высокого образовательного уровня, это имело значение и она в этом случае всегда была избирательна. Здесь имело значение ни его социальное положение, ни его профессия, а его интеллектуальный уровень, психологическая совместимость, общность взглядов и интересов. Все эти качества в выборе брачного партнера исходят из потребностей обеих сторон, определяются брачным кругом, в который подключаются индивидуальные, межличностные и другие отношения в подборе брачной пары. Мы уже говорили о подборе брачной пары в традиционном дагестанском обществе, который осуществлялся родителями. Специфика подбора брачной пары в Дагестане такова, что имеет значение для современной семьи. Что делают родители, которые собираются женить своего сына? Они начинают искать ему невесту, если он сам себе ее не находит. С помощью родственников и знакомых они перебирают варианты кандидатур, а затем идут сватать невесту для сына. Молодые люди при этом могут не знать друг о друге. Родители с учетом нынешних реалий стараются не ущемить интересы детей и без их согласия подобная сделка может не состояться. Касаясь 265 проблемы посредника в брачных делах, следует заметить, что такого явления, как сваха, в Дагестане практически не было. Все брачные дела решались и решаются на уровне семьи и родственников. Между тем, современная жизнь вносит свои изменения. Во многих случаях подбор брачного партнера осуществляют сами молодые люди, желающие вступить в брак. В современных условиях преобладающим мотивом для вступления в брак является любовь, чувство взаимного уважения. Немаловажное значение для нынешних условий имеет материальный достаток и социальный статус брачующихся. Основная форма браков в Дагестане, как в прошлом, так и в настоящем, это брак по сговору. Современный сговор может быть сговором самих брачующихся, либо их родителей.1 Когда молодые договариваются между собой, они ставят об этом в известность родителей и спрашивают их согласия на брак. Родители либо соглашаются с выбором детей, либо возражают. В последнем случае нередко дело доходит до конфликта. Молодые люди в некоторых случаях идут на поводу у своих родителей, в противном же случае пытаются отстаивать свой выбор. Согласие родителей на брак по представлениям дагестанцев считается важным, ибо от этого зависит будущее молодой семьи, дальнейшее их отношения с родственниками мужа, а также с родителями невесты. Не каждая девушка и юноша могут отважиться действовать против воли родителей и тем самым прервать с ними отношения. Еще одна характерная черта и дагестанская особенность современных брачно-семейных отношений. Молодые люди после свадьбы продолжают быть объектом постоянного вмешательства в их семейную жизнь и если свекрови не понравится невестка, либо она посчитает, что она не совсем подходит сыну, то развязкой этому становится развод. Вот почему согласию на брак со стороны родителей придается важное значение и это, разумеется, 1 Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX нач. XX вв. М., 1985. С.161. |