Т. Гоббса9 было обращено к вопросам морали. Изучая внутренний мир человека, они в своих работах затрагивали вопросы любви, брака и семьи. При этом Т. Гоббс опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желал возвращения земному институту брака его духовной ценности. Другие английские философы Б. Мандевиль10 и Д. Юм11 отношение между полами, любовь и брак рассматривали в тесной связи с человеческими чувствами, подчиняющимися не голосу разума, а аффектам. Любовь как сильнейший аффект и как основа счастливого брака, побуждает Юма сформулировать ряд важных философских принципов в любви чувство красоты, физическое влечение и благожелательность нераздельны. Французский просветитель прошлого Ж.-Ж. Руссо известен своими реформами в педагогике. Отрицая правомерность общественного неравенства между полами, Руссо вместе с тем обращает внимание и в какойто степени социальные различия, предлагая дифференцированный подход к особенностям женщины и мужчины12. Представители немецкой классической философии И. Канг и Г. Гегель в своем творчестве придавали большое значение роли семьи в становлении личности. Согласно Канту, «человек от природы зол», добро дастся ему в результате воспитания. Самовоспитание великая вещь, но и оно может в полной мере осуществляется лишь в определенной социальной среде. Важная роль принадлежит школе и церкви, но первичной этической ячейкой, по его мнению, была и остается в жизни человека семья13. Рассматривая проблему брака, Гегель отвергает примитивное истолкование его только как полового отношения, недостаточен взгляд на 9 Гоббс Т. Левиафан // Избранные произведения. М., 1964.Т. 2. С. 227 649. 10 Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 1974. С. 86 145. 11 Юм Д. О человеческой природе // Сочинение. М., 1965. Г. 1. С. 533 536. 12 Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании //Избранные соч.-М., 1961.-Т. 1 .-С.546-565. 1' См: Кант И. Антропология // Соч. М., 1966. -Т. 6.С.553 562; Кант И. Метафизика нравов в двух частях// Соч. М., 1965. -Т. 4, Ч. 2.С. 192-197; Кант И. О педагогике //Трактаты и письма. М., 1980.С.448 504. 15 |
16 интересы личности и семьи интересам государства12. В этих концепциях государство практически полностью подчиняет себе личность и семью на основании тех законов, которые этим государством принимаются. Вместе с тем важность и необходимость семьи не оспаривалась ни Сократом, ни Платоном, ни Аристотелем. В средние века и в эпоху Просвещения патриархальная теория царствовала безгранично, что нашло отпечаток в творчестве известных мыслителей прошлого. Французский гуманист М. Монтень13 14 одним из первых поставил проблему человека в центр своих размышлений, уделяя особое внимание вопросу воспитания детей. Творчество английских философов Ф. Бэкона11 и его соотечественника I Т. Гоббса15 было обращено к вопросам морали. Изучая внутренний мир человека, они в своих работах затрагивали вопросы любви, брака и семьи. При этом Т. Гоббс опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желал возвращения земному институту брака его духовной ценности. Другие английские философы Б. Мандевиль16 и Д. 10м17 отношение между полами, любовь и брак рассматривали в тесной связи с человеческими чувствами, подчиняющимися не голосу разума, а аффектам. Любовь как сильнейший аффект и как основа счастливого брака, побуждает Юма сформулировать ряд важных философских принципов в любви чувство красоты, физическое влечение и благожелательность нераздельны. Французский просветитель прошлого Ж.-Ж. Руссо известен своими реформами в педагогике. Отрицая правомерность общественного 12 Аристотель. Политика. Мм Мысль, 1984. С.118 -234. 13 Мотель М. Опыты. М., 1979. Кн. I2. С. 143 155,338-365. 14 Бекон Ф. О достоинстве и приумножении наук//Соч. -м., 1971.-Т 1.-С. 374-390. 15 Гоббс Т. Левиафан // Избранные произведения. М., 1964.Т 2. С. 227 649. ) 16 Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 1974. С. 86 145. 17 Юм Д О человеческой природе//Сочинение. -М., 1965.-Т 1.-С. 533-536. 17 неравенства между полами, Руссо вместе с тем обращает внимание и в какойто степени социальные различия, предлагая дифференцированный подход к 18 I особенностям женщины и мужчины . Представители немецкой классической философии И. Кант и Г. Гегель в своем творчестве придавали большое значение роли семьи в становлении личности. Согласно Канту, «человек от природы зол», добро дается ему в результате воспитания. Самовоспитание великая вещь, но и оно может в полной мере осуществляется лишь в определенной социальной среде. Важная роль принадлежит школе и церкви, но первичной этической ячейкой, по его мнению, была и остается в жизни человека семья19. Рассматривая проблему брака, Гегель отвергает примитивное истолкование его только как полового отношения, недостаточен взгляд на ^ брак и как на договорное отношение, и даже взаимная любовь не исчерпывает понятия брака. Брак, по Гегелю, «правовая, нравственная любовь»20. Такое определение исключает всё случайное, субъективное, помогает увидеть в семье органическую ячейку органического целого, каковым является общество. На его взгляд «семья представляет естественное общество, члены которого связаны любовью, доверием и естественным повиновением»21. Классики марксизма, являющиеся продолжателями идей классической немецкой философии разработали социальные аспекты отношений между полами в обществе всеобщего отчуждения. К. Маркс в «Экономическофилософских рукописях» показал неизбежность отъединения друг от друга мужа и жены, которое принесло с собой господство частной собственности. Даже коммунизм, на его взгляд, способен лишь усилить это отчуждение, так как «этот коммунизм, отрицающий повсюду личность человека, есть лишь 1Я Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании// Избранные соч. М., 1961.-Т. 1 .-С.546-565. ,9 См: Кант И. Антропология II Соч. М., 1966. -Т. 6.С.553 562; КатИ. Метафизика нравов в двух частях// Соч. М., 1965. -Т. 4, Ч. 2.С. 192-197;Кант И. О педагогике // Трактаты и письма. М., 1980.С.448 504. 20Гегель. Лекции по философии религии //Философия религии.М., 1975.-Т. 1.-С. 111-403. 21 Там же С. I I I . |