Проверяемый текст
Козлова Наталья Шумафовна. Теоретический анализ места и роли семьи в социокультурной реальности (Диссертация 2006)
[стр. 157]

целое»235.
С материнским языком впитывается ребенком нравственное начало,
осознается его индивидуальность, формируется содержание образа «Я».
Средоточием всех воспитательных начал всегда была семья.
Она имела и имеет свой уклад и авторитет, свои традиции, с помощью которых
ингушский народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.
Придавая огромное значение семье, Е.Е.
Хатаев определяет ее «как исторически конкретную систему взаимоотношений между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена
потребностью, общностью в физическом и духовном воспроизводстве населения».
Далее он отмечает, что «семья не только воспитывает сама», но и «удобряет» или, наоборот, «истощает» почву для последующего общественного
воспитания»236.
Вековой опыт позволил ингушскому народу выработать определённые приёмы и правила воспитания детей.
В средствах, методах и во всей системе воспитания подрастающего поколения выражались национальные чувства и психология
парода, его бытовые устои.
Многократно повторяясь и переходя из поколения в поколение, средства и методы воспитания детей постепенно перерастали в систему, становились традиционными.

С малолетства приучая детей к труду, старшие следили, чтобы они безоговорочно выполняли все поручения.
Дети обычно соревновались между собой: кто чище и быстрее справился со своими обязанностями.
Мать чаще была занята работами вне дома: полола кукурузу на поле или выделывала войлочные изделия, поэтому домашними делами приходилось заниматься детям.
Они сами присматривали за собой, младшими сестрами и братьями.
«Мать, воспитавшую хороших детей, уважали в обществе.
При ее 235 Ушинский К.Д.
Собр, Сом., т.5.
-М.
-Л., Изд во ЛИН РСФСР, 1949.
236 Хатаев Е.Е.
Этнопедогогика Северного Кавказа / -Владикавказ, 2000.
]
16с.
157
[стр. 71]

71 Национальное своеобразие проявляется через родной язык.
Язык хранитель и ретранслятор духовных ценностей, удивительнейший из всех даров, которым наделен человек.
Он выражает менталитет и характер народа, национальные чувства, углубляет у его носителей ощущение принадлежности к данному этносу, помогает формировать национальное самосознание, без которого нет и самой этнсоциальной целостности.
В языке сконцентрирован многотысячный опыт народного мышления, мудрости.
Ребенок до усвоения языка не имеет национальных психологических признаков: он «интернационален», но в процессе усвоения родного языка и с возрастом он постоянно усваивает национальные признаки окружающей среды, в меру его умственного развития начинают проявляться в его мышлении черты национального уклада.
К.
Д.
Ушинский отмечал, что ребенок, овладевая родным языком, «усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, усваивает легко и скоро.
Родной язык самая живая, самая стабильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое»103.
С материнским языком впитывается ребенком нравственное начало,
то, что отличает одного человека от другого, одну нацию от другой.
Идет постоянный качественный рост его национального самосознания.
Средоточием всех воспитательных начал всегда была семья.
Она имела и имеет свой уклад и авторитет, свои традиции, с помощью которых
каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.
Придавая огромное значение семье, Е.Е.
Хатаев определяет ее «как исторически конкретную систему взаимоотношений между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена
105 105 Ушинский К.Д.
Собр.
Соч., т.5.
-М.
-Л., Издво АПН РСФСР, 1949.


[стр.,72]

72 потребностью, общностью в физическом и духовном воспроизводстве населения».
Далее он отмечает, что «семья не только воспитывает сама», ) но и «удобряет» или, наоборот, «истощает» почву для последующего общественного
воспитания»106.
Вековой опыт позволил народу выработать определённые приёмы и правила воспитания детей.
В средствах, методах и во всей системе воспитания подрастающего поколения выражались национальные чувства и психология
народа, его бытовые устои.
Многократно повторяясь и переходя из поколения в поколение, средства и методы воспитания детей постепенно перерастали в систему, становились традиционными.

В традициях воспитания закреплялись нормы и принципы взаимоотношения людей, обусловливалось их общественное поведение.
* Во все времена в истории развития человечества внимание родителей и общества было направлено на обучение подрастающего поколения жизненному опыту старших, передаче им трудовых навыков и правил поведения.
Воспитанию народ придает огромное значение в развитии человека.
«Ц1ыхур ц1ыху ц1ыжщ»,— говорят адыги, что значит «человека делает человеком человек», т.
е.
воспитание (можно сравнить с мыслью Я.А.
Коменского: «Всем рожденным людьми, безусловно, необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми...»107).
Идея о важной роли воспитания содержится в произведениях нартского эпоса, в сказках, свадебных и колыбельных песнях, пословицах.
Во всех этих материалах утверждается мысль, что каким станет ребенок в будущем зависит от воспитания («Уик1алэ зэребгъас, уил1 зэрсагь» — «Твой сын будет таким, как ты воспитаешь, а твой муж — таким, как его воспитали», «К1алэм ебгьэъэюгьурэр игьогу» — «Что покажешь ребенку, то его дорога», «Янэ ихабзэ ыпхьу ибзыпхъ» «Привычки матери — выкройка для дочери» и 106 Хатаев Е.Е.
Этнопедогогика Северного Кавказа /-Владикавказ, 2000.

116с.
,07 Комснский Я.
А.
Избранные педагогические сочинения.
В 2-х т.
Т.1.М.: Педагогика, 1982.
С.
392.

[Back]