родителям жены. Избегание генетически не связано с патриархальной приниженностью младших членов семьи. Избегание выполняло определенную социальную функцию в пределах ингушского этикета. Оно напрямую связано с проявлением внутрисемейного и общественного уважения друг к другу в процессе общения, основанного на благочестии и скромности, сдержанности и терпении. Избегание как одна из форм традиционно-бытовой культуры ингушского народа сохранилось в своих основных формах и по сегодняшний день как составная часть эздел ингушского кодекса морали. Нравственно воспитанным считают того, кто нс проводит свое время в праздности и излишней болтливости. «Безделье и болтливость детей Л 1Л решительно осуждались и осуждаются у ваинахов»" . С детства родители и старшие требовали от детей быть верными данному слову, товарищеской дружбе. Детям прививали чувство чести и благородства, любовь к отечеству и уважение к обычаям. Большое значение придавали воспитанию у детей чувства взаимопомощи, взаимоподдержки, готовности выполнить поручение старшего члена общества. Таким образом, отмечая, несомненно, сильные стороны семейного воспитания (стабильность, надежность, устойчивость), следует отметить невозможность его полного восстановления в нынешних условиях. Так как семейные отношения того или иного народа претерпели на протяжении многих лет трансформацию, появились новые тенденции развития, изменились социально-экономические, духовные и культурные представления людей. Отошли в прошлое суровость и строгость в отношениях с детьми. Равноправие между мужчиной и женщиной изменило положение женщины в семье и обществе, воспитание мальчиков и девочек осуществляется всеми членами семьи и др. В то же время, незыблемым остается почитание родителей. В заключении хотелось сделать вывод о том, что традиционная 242 161 Кудузова Ф.И. Семья и семейный быт ингушей. Грозный, 1991. |
113 урожая» из свежевыпеченного хлеба первый ломоть предназначался младшему и самому старшему в семье. Это свидетельствует о большой доброте, заботе и уважении к слабым. Многие исследователи этнографы отмечают, что в то же время, горцы отличались большой суровостью в воспитании. Детей никогда не ласкали, не хвалили при посторонних. В древних преданиях описывается случай, как в одном селении, отец увидев, что его сын скатывается с крыши дома, наступил ему на руки и держал ребенка в таком состоянии до тех пор, пора на крики мальчика внизу не появились люди, которые могли подхватить его. Горский этикет не позволял открыто проявлять свои чувства. Тех же, кто был несдержан в проявлении нежности, сравнивали с ослом. Таким образом, отмечая, несомненно, сильные стороны семейного народного воспитания (стабильность, надежность, устойчивость), следует отметить невозможность его полного восстановления в нынешних условиях. Так как семейные отношения того или иного народа претерпели на протяжении многих лет трансформацию, появились новые тенденции развития, изменились социально-экономические, духовные и культурные представления людей. Отошли в прошлое суровость и строгость в отношениях с детьми. Равноправие между мужчиной и женщиной изменило положение женщины в семье и обществе, воспитание мальчиков и девочек осуществляется всеми членами семьи и др. В то же время, незыблемым остается почитание родителей. 2.3. Традиционная культура в рамках семьи Традиция представляет собой не что иное как продукт совместной деятельности людей, форму коллективной адаптации социума к окружающей среде. В данном аспекте носителем традиции выступают индивиды, при этом традиция локализована в отношении определенной социальной группы, семьи, области с относительно общей культурой. |